0
952
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2000 00:00:00

По вере и воздастся

Тэги: Мощи, литература, журнал


А МЫ-ТО думали, что про толстые журналы все заведомо известно! Если хочешь побаловаться литературным авангардом, открывай "Знамя", хочешь умеренного реализма - бери "Новый мир", мучает бессонница - просто прописана "Дружба народов", интересуешься Бродским, Довлатовым или дневниками Эйдельмана - обращайся к "Звезде". А хочешь "православия, самодержавия, народности" - открывай "Москву".

И вдруг, в нарушение правил игры, глубоко православная повесть Александра Нежного "Мощи" появилась в "Звезде" # 9 за этот год.

Сюжет ее - осквернение святых мощей в 20-е годы и трагические переломы судеб, связанные с кощунствами большевиков. Эту тему до сих пор наши писатели в художественных (не публицистических) произведениях как-то обходили стороной. Может быть, просто время еще не приспело. Может быть, именно сейчас пришла пора об этом вспомнить, потому что и тогда, и сейчас в отношении к православию наша страна переживала переломные моменты. Тогда - перелом от глубокой веры, от любви к Богу, столь же безусловной, как любовь к матери, к усиленно внедряемому новой властью безбожию, к искусственно привитому атеизму. Теперь же атеизм потихоньку снова у многих вытесняется верой. Это похоже на возвращение домой после долгих странствий, только вот обратный путь дольше и труднее. Только теперь к вере многие бредут ощупью впотьмах, - происходит мучительная душевная работа, которую очень трудно проделать самостоятельно, без опоры, без поводыря. А поводырь для ищущей, слепой души в православии - священник.

И Александр Нежный в своей повести рисует образ священника - не патера, не святого отца, а именно нашего православного батюшки, чье величие - в кротости, смирении и юродстве. Прежде всего это преподобный Симеон, чьи мощи на глазах у верующих извлекают из раки, - автор, конечно, имеет в виду преподобного Серафима Саровского (и город, где происходит действие - Шатров - Саров, и женский монастырь под покровительством св. Симеона - явно Дивеевская община). Но от почитаемого на Руси святого тянется незримая ниточка преемственности и к другим служителям Божиим - священникам Боголюбовым, из поколения в поколение служащим в Никольской церкви городка Сотникова недалеко от Шатрова. Если ниточка будет насильственно прервана, перерублена, - какую трагедию это повлечет за собой?

В отличие от героев повести, ее только предчувствующих, и автор, и читатель уже знают, какую.

Главные герои - о. Иоанн и его три сына: Александр, Петр и Николай. Старшие - священники, младший - дьякон. И именно младший, любимое дитя, рвет ниточку, отрекается от веры, от Бога, от отца. Отрекается - и исчезает как будто не только из поля зрения автора и героев, но и вообще с лица земли. Но и с другими, верными сыновьями, не все обстоит благополучно. Налаженная, осмысленная жизнь с переменой власти в стране распадается на кусочки - и так же в сыновьях о. Иоанна уже нет отцовской цельности. Они словно бы унаследовали каждый лишь одну отцовскую черту. О. Иоанн Боголюбов - батюшка, истинно любящий паству, не отринувший от себя даже безбожника и охальника Ваньку Смирнова, подбившего на бунт Николая Боголюбова и надругавшегося над святыми мощами. Но в то же время о. Иоанн умеет быть несокрушимо твердым, когда дело идет о вопросах веры. Средний его сын, о. Петр, взял отцовскую твердость и крепость веры, но ему слишком трудно даются кротость, смирение и прощение. А старший, кроткий о. Александр слишком мягок, слишком любит поэзию и чувствует красоту, чтобы стать воином Христовым в суровые времена┘ В одиночку, друг без друга и без поддержки свыше братьям Боголюбовым не выстоять, - и поддержку они получают не только от отца, уже готовящегося к переходу в лучший мир, но черпают ее в безграничной вере и в служении Богу.

Кстати, сам стиль повести - мысли и воспоминания героев постоянно перемежаются и как бы объясняются цитатами Литургии (что вполне оправдано, ведь герои - священники) - очень удачная находка автора. Это стиль, единственно возможный и понятный человеку переломной эпохи. Тогда, в 20-е, священный текст Василия Великого и других отцов Церкви давал силы противостоять гонениям, теперь в них ищут ответы на вопросы те, кто идет к вере. В повести есть и такой персонаж (как бы аналог нам, нынешним): бывший директор гимназии Василий Андреевич, пришедший на исповедь впервые после тридцатипятилетнего перерыва. Его беседа с о. Петром прерывается служением Литургии, и священный текст, написанный почти две тысячи лет назад, как бы подводит исповедующегося к восприятию истины, примиряющей с тяготами жизни: "Есть нечто, - сказал о. Петр, когда отзвучала Херувимская и - вслед за ней - последняя аллилуиа, - важнее культуры. Погодите, - и своей рукой он мягко сжал руку Василия Андреевича. - Я, может быть, неточно выразился. Не важнее, нет. Существеннее? Глубже? Первичнее? Но в этом случае каждое слово заставляет нас страдать от его очевидной недостаточности. Скажем так: есть корень, из которого все растет, и культура в том числе. И корень этот - в ощущении нашей бесконечной, до рождения и за смертью, связи с Творцом".

Однако при всех достоинствах повести Александра Нежного, после ее прочтения остается впечатление некоей незаконченности, недоговоренности - словно рассказ прервали на середине. С некоторыми персонажами получилось примерно так: характер задан, развитие намечено, а дальше - обрыв, вопросительный знак. В повести нет "лишних" героев, все явно для чего-то, но вот для чего? Дочка о. Александра горбатенькая Ксюша, доктор в пенсне, освидетельствовавший мощи преподобного Симеона, семнадцатилетняя Елена, стремящаяся в монастырь, - образы, судьбы лишь намечены, но полностью не проговорены, не раскрыты. А история каждого из них уже небезразлична читателю.

Вот странно - ведь сейчас модно писать романы. Под этот жанр насильственно подгоняют сборники рассказов, повести, даже дневники. А в случае с Александром Нежным повесть просто "просится" стать частью романа, - однако ожидаемого "продолжения в следующем номере" не находишь.

Жаль. Очень жаль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
828
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
926
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
291
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1165

Другие новости