0
1353
Газета Культура Интернет-версия

28.10.2000 00:00:00

Гор Чахал - потомок Матисса

Тэги: Чахал, художник, жтвопись


ЭНКИ и Нинмах, боги Шумера, из глины лепили первых людей. Так говорит миф. Китайцев и египтян создали из того же материала. Дело было давно, в мифическом времени. Гор Чахал работает с глиной сегодня. Он оживляет своих человечков с помощью компьютера. В пламенеющих фигурах из его инсталляций нельзя узнать глиняные модели, как и в живом человеке не узнать кусков мертвой материи. Фигурки сфотографированы Чахалом и превращены в огненных танцоров. В галерее "Файн арт" проходит выставка Гора Чахала "Радость".

Гор Чахал создал сагу о людях огня. Эти изображения - отличный пример удачно сконструированной картины, которая выглядит не менее достоверно, чем Дантов ад. "Огненные" серии, которыми в последние годы занимается Гор Чахал, связывают воедино его персональный миф с его художественной практикой. Гор Чахал ведет себя как последний романтический забияка и выглядит как врубелевский демон (он даже отыграл этот свой образ в кино). Демон, который закончил МИФИ с отличием.

Байки об иллюзиях сопровождают живопись с ее начала. Из древней Греции дошел до нас спор художников, которые создали картины, затмившие реальность: Зевксис написал виноградную ветвь так, что птицы слетелись ее клевать, а сам был обманут соперником и попытался отдернуть занавес, нарисованный Паррасием. С появлением фотографии древний спор был решен: на хорошем снимке человек выглядит как живой. Именно это рождает доверие. Именно это вызвало кризис живописи. Фото постепенно заменило реальность. Мы узнаем о мире по фотографиям.

Компьютер - универсальный смеситель образов. Цифровые технологии запускают новый механизм по производству иллюзий. В основе - снимок мертвых глиняных человечков. Но они так преображены, что компьютерный принт выглядит групповым портретом живых огненных существ. Эта иллюзия поражает правдоподобием, потому что достоверность фотографии соединена с возможностями живописи по преображению исходного материала. Результат - достоверный портрет архаического мифа о сотворении. Или мифа о бездне?

"Радость" (2000) - одна из огненных серий Чахала. Загоревшийся "Танец" Матисса, пламенеющая ода Бетховена. Герои сотканы из языков пламени. Они живут в непроглядной тьме. Это яркий образ бездны.

Цифровые художники часто заглядывают в архаические миры. Недостижимое равновесие между "иллюзией" и "реальностью" мифа - проблема живописи. Либо миф выглядит салонной картинкой (у академистов), либо его герои на людей не похожи (у модернистов). Новый способ производства искусства позволяет совместить одно с другим: пламенеющие герои похожи на людей, и в то же время само пространство остается мифическим. Новый образ человека целиком, но его детали - реальны как никогда. Так искусство с новыми технологиями решает старые проблемы.

"Танец" Матисса был написан больше 90 лет назад. Голые люди пляшут в одном хороводе. Фон - тревожный. Сергей Щукин приобрел у художника 38 полотен. "Танец" и "Музыка" - заказные панно для щукинского особняка. Сегодня "Танец" хранится в Эрмитаже. Андре-Марк Делок-Фурко - внук коллекционера Сергея Щукина. В июне 2000 года "Танец" был спешно вывезен из Рима, с выставки "100 шедевров из Эрмитажа". Там "Танцу" грозил арест. Делок-Фурко обвинял Эрмитаж в краже и проституции. С кражей понятно - собрание Щукина перешло к государству в ходе национализации ("тот факт, что вором был сам Ленин, не оправдывает воровство", - сказал Делок-Фурко). А "проституция" потому, что музей использовал картину как узор для галстуков и пепельниц, которые продавались в Риме ("Танец" унижен, "Танец" обесчещен, "Танец" проституирован", - так заявлял Делок-Фурко). Но это не помогло наследнику (см. "НГ" от 05.07.2000).

Обвинение Эрмитажа в проституции интересно. Дело в том, что проституировано может быть лишь то, что сакрально. "Танец" оценивается в несколько сот миллионов долларов. Если мы придаем картине статус коммерческой ценности, то ее нельзя проституировать - ее можно только продать (хоть бы в виде галстуков и пепельниц). Есть ли у произведения искусства нечто, что может убыть от распродажи галстуков? Если мы говорим "да", то произведение переходит в ряд сакральных ценностей.

В основе "Танца" - магический круг. Именно он лежит в основе хоровода, фарандолы, зикра. Этот круг вдохновлял круговое движение камеры в "Броненосце Потемкине" Эйзенштейна. Этот круг лежит в основе "Радости" Чахала. "Фовизм, или Испытание огнем" - так называлась выставка в Парижском "Пале де Токио", закрывшаяся прошлой зимой. Вся она была посвящена искусству "диких" (так критик Луи Воксель прозвал Матисса, Дюфи, Мангена, Руо, Вламинка, Ван Донгена после 21-го "Салона независимых", шедшего в Париже в марте-апреле 1905 года). Критики называли Матисса "зулусом". Он только радовался. И плясали обнаженные красные люди на фоне ярко-синего неба. В конце века Чахал снова возвращается к проблемам, которые волновали Матисса в начале века. Чахал изображает стихию огня, создающую мир.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
757
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
863
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
265
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1055

Другие новости