0
1651
Газета Культура Интернет-версия

15.02.2001 00:00:00

Шекспир, деленный на козу

Тэги: Фазиль Искандер, коза, творчество, книга


Коза, как никакое другое животное, вот уже не одно тысячелетие верой и правдой служит мировой культуре. Западноевропейская литература использовала ее на всю катушку. Начать с того, что во многих (не только греческой) мифологиях козел - животное, олицетворяющее повышенную сексуальность и плодовитость. Слово "трагедия" с древнегреческого буквально переводится как "козлиная песнь". И сюжетов с козлами и особенно с козами у европейцев предостаточно - с античных времен до наших дней. Дафнис, наблюдая жизнь коз, пытался на их примере научиться любить Хлою. Монахи в "Декамероне" в отсутствие женщин не брезговали этими прекрасными домашними животными. В романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" поэт Пьер Гренгуар, ставший де-юре мужем красавицы Эсмеральды, влюбляется не в юную деву, а в ее козочку Джали. Правда, влюбляется исключительно платонически, но потеря Джали печалит его куда больше, чем потеря жены...

А вот отношения русских классиков с козами как-то не складывались - не припоминается ни одного сюжета нашего "золотого века", где бы коза была хоть более-менее серьезно задействована. Может быть, всерьез заняться изучением места козы в сложной гамме человеческих чувств классикам мешало излишнее целомудрие? Но сейчас пробел отчасти восполнен: например, светлый образ козла присутствует в рассказе автора журнала "Соло" Анатолия Гаврилова; постмодернист Вячеслав Курицын в одном из своих ранних опусов поведал о некоем постмодернисте же, прославившемся каждодневным рисованием одной и той же козы на необитаемом острове, - впрочем, прелести козы курицынского героя так и не прельстили, но у постмодернистов вообще все не как у людей.

Фазиль Искандер раньше козами не увлекался. "Сандро из Чегема" начинался с замечательной истории любовных подвигов дяди Сандро, сразившем наповал горячую сванскую княгиню, - бедная княгиня очаровалась героем настолько, что готова была выполнять обязанности медсестры, только бы не покидать ложа чегемца. А для юного тогда дяди Сандро эта победа была незначительной и как бы мимолетной: сколько еще всяческих княгинь ожидало своей очереди на его длинном жизненном пути!

Последний рассказ Искандера, опубликованный в "Знамени" #1, 2001 г., так и называется: "Козы и Шекспир". Сюжет простенький, построен на детских воспоминаниях автора: мальчик-пастушок, увлеченный Шекспиром, читает своим подопечным козам "Виндзорских насмешниц". Чтение действует на них примерно как козья виагра и подтверждает необычайную восприимчивость умных животных к хорошей литературе: "Когда же я утром с томом Шекспира в руках гнал коз из загона, они сразу веселели и приходили в игривое настроение. Игривость их доходила до того, что они насмешливо демонстрировали внесезонную случку. Козы пародировали однополую любовь, на ходу изящно громоздясь друг на друга, что отдаленно напоминало мне путаницу с переодеваниями у Шекспира, где мужчина рядился в женщину и наоборот".

А вообще-то Шекспир сюжету нужен как козе баян, он - лишь подспорье в проведении дотошного авторского исследования козьей жизни, козьих повадок, козьего характера и козьих пристрастий. Причем исследования, проникнутого любовью к предмету, по ходу которого улавливаются и раскрываются малейшие нюансы, оттенки козьих чувств: "В голосах коз было столько вселенского сиротства, что казалось, встретившись, они не смогут оторваться друг от друга. И вдруг - встреча после неслыханных блужданий! Мгновенное успокоение, и обе даже не смотрят друг на друга". В результате исследования герой (и автор) приходит к твердому убеждению, что "Шекспир, деленный на козу, дает человека". И понимание этой простой, но мудрой истины сразу изящно вписывает рассказ Фазиля Искандера в мировой литературный контекст, о чем прозрачно намекает и приятель героя, сообщив, что доказательство от противного - "Шекспир, деленный на человека, дает козу" - известно уже очень давно.

Мало того. Идиллическая жизнь козьего стада, похоже, вызывает у повзрослевшего героя ностальгическое чувство по утраченной мировой гармонии. Ведь, наверное, недаром первые воспоминания о козах в рассказе неожиданно перебиваются столь же ранним воспоминанием о тоске, охватившей четырехлетнего мальчика, узнавшего от отца, что царя больше нет: "Помню, что я поверил отцу, и мне стало невероятно тоскливо. Я вышел на улицу и подумал: царя нет, значит, эта земля, по которой я хожу, никому не принадлежит, никто за нее не отвечает. Было жалко себя, но я отчетливо помню, что особенно было жалко землю без хозяина. Крестьянские гены матери, что ли, сработали?" И точно - жизнь без царя и без коз обернулась полной бессмыслицей. Одинокая коза на веревочке, которую пасет одинокая старушка, столь же дикое, с точки зрения чегемца, зрелище, как старик, стирающий в корыте белье. Коз должен пасти мужчина и только мужчина!

А может быть, это тоска не по утраченной мировой гармонии, а по чему-то другому?

Кстати, о "другом". Когда-то образ козы (правда, опосредованно) промелькнул и в творчестве знаменитого БГ, в одной из ранних и очень популярных хулиганских песен "Аквариума": в той, где "сползает по крыше" старик со знаковой фамилией Козлодоев. Если вдуматься, очень печальная песня о внезапно накатившей старости, сожаление о тех невозвратимых годах, когда весь мир принадлежал герою и все женщины мира готовы были ему отдаться... А что теперь? У бедного старика осталось лишь одно желание - отправить естественную физиологическую потребность, к женщинам (и козам) не имеющую никакого отношения. Грустно, но закономерно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
821
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
920
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
288
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1157

Другие новости