0
1143
Газета Культура Интернет-версия

14.06.2001 00:00:00

Лучшие приезжают с Востока

Тэги: конкурс, балет


конкурс, балет

Первый тур IX Международного конкурса артистов балета и хореографов обнажил множество проблем. Рекордное количество заявок не переросло в качество. Долгие годы тенденциозного судейства привели к тому, что в этот раз в конкурсе не представлено большинство "балетных" стран, участие которых уже само по себе - знак высокого ранга и признания. В провинции же существует предубеждение: выпестуешь талант, отправишь на конкурс, а обратно уж не жди. Вот и опасаются присылать лучших.

Недостатками оборачиваются на деле и те новшества, которые, на первый взгляд, можно лишь приветствовать. В последние годы у нас появилось немало новых "очагов" хореографического образования. У разных школ, как показал I тур, общее выражение лица - одинаково смазанные критерии мастерства, размытые представления о стилях.

Между тем положение обязывает. Шоу должно продолжаться. В младшей группе ко II туру из 56 человек допущены 32, в старшей - 40 из 66.

Несправедливо было бы утверждать, будто первые дни конкурса принесли одни разочарования. Об обративших на себя внимание российских, японских и других танцовщиках и танцовщицах у нас еще будет время поговорить. Среди приятных сюрпризов - знакомство с обладательницей специального приза балетного конкурса во Франции в 1998 году и безусловной претенденткой на московское золото китаянкой Ван Циминь. В па-де-де из "Спящей красавицы" (Дезире - также участник конкурса Хань По) ее танец - сложного плетения шелковая нить, невесомая, но прочная. Изысканные линии, поразительная устойчивость в позах, только китаянкам присущая деликатность исполнения. Головокружительная техника, казалось, ничего ей не стоила.

А вот бразильские делегаты - люди вольные. Захотели приехать и приехали. Вдесятером. Член жюри от Бразилии Мария Клара Саллес де Альмейда посетовала на встрече с журналистами: нелегкая работа балет в стране, помешанной на футболе. Открытий от молодой балетной державы не ждали. И напрасно. Роберта Барбоса Маркеш и Тьяго Пинто Суареш - солисты столичного муниципального театра. Даже вполне объяснимые волнение и скованность при исполнении па-де-де Одиллии и Зигфрида из "Лебединого озера" не затушевали их очевидных достоинств. Окончательно же и бесповоротно они покорили зал, блистательно исполнив современный номер - "Каприччио" Паганини в хореографии Сильвано Чиндаро. Артистизм, юмор, редкая выразительность, глубинное понимание природы современной пластики, способность претворить классику в модерне, создав гармоничное целое - вот лишь некоторые возможности лидирующего в этом дуэте Тьяго.

В кулуарах ходили упорные слухи, что жюри подумывает о возможности каким-то образом отметить внеконкурсный номер бразильцев. Не случилось. Досадно. Миниатюра Сильвано Чиндаро как нарочно сконцентрировала в себе все, чего не оказалось в бесчисленных "видениях", "вдохновениях", "заклинаниях", "искушениях", выставленных на конкурс в безликом множестве. Одинаково пошлые "взыскующие" руки, невнятные пробежки-междометия да бесконечные прыжки-восклицания для вящей экспрессии. Ни формальных, ни концептуальных, ни иных задач, кроме, пожалуй, одной - занять пластической демагогией отмеренное музыкальным фрагментом время. Завидная незамутненность хореографического сознания, полная отгороженность от мировой танцевальной цивилизации. Словно почувствовав, как изнывает от неловкости и скуки публика, во время очередного опуса на сцену явилась невозмутимая театральная кошка, пусть ненадолго, но все же вызвав, наконец, оживление в зале.

По непроверенным, опять же кулуарным, данным, среди членов жюри высказывалось даже предложение вовсе не присуждать хореографам премий. Положение арбитров оказалось бы и впрямь хуже губернаторского, если бы не жанровая картинка белорусского хореографа Раду Поклитару "Три грузинские песни" в исполнении Надежды и Егора Щепачевых из Молдовы. Стилистическая выдержанность, оригинальная лексика, ирония и драматизм как эстетически преображенные составляющие ладно скроенного и крепко сшитого театрального действа. Судьба первой премии решилась. А где первая, там и остальные. Среди номеров из России и ближнего зарубежья трудно было выбрать что-либо, не нанеся ощутимого ущерба репутации жюри. Да делать нечего. Вторая премия досталась ученику Юрия Григоровича Сергею Боброву (Москва) за опус "Пробуждение" на музыку Сергея Рахманинова. А поскольку Бобров представил на конкурс три номера, то и остальные два - "Начало" и "Цыганский" - без внимания не остались: их решено отметить. Третьей премии удостоено вполне безликое "Соло для двух стульев" румына Эдварда Клюга на музыку группы "Madredeus". О причинах, подвигших жюри отметить дипломами японский номер "Яся" Тору Танады и "Напрасную любовь" москвича Дмитрия Проценко, можно только гадать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
457
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
633
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
594
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
519

Другие новости