0
954
Газета Культура Интернет-версия

02.08.2001 00:00:00

Великая депрессия на Еврозападе

Тэги: бавария, кино, фестиваль


Баварское кино сейчас нервно выбирает. Что важнее: прорваться на мировой кинорынок или быть интересным прежде всего самим себе, у себя в Германии? Из представленных баварских картин два фильма делались явно для продажи на экспорт. В триллере "Эксперимент" Оливера Хиршбигеля (см. "НГ" от 24.07.01) герои очень по-американски сражаются за возвращение своей свободы и силы закона. В картине "В июле" турецкого режиссера Фатиха Акина и немцы и турки очень по-американски борются за счастье в личной жизни.

Остальные фильмы не так крепко сбиты. Однако "баварскости" в них точно больше. "Одиночество крокодилов" Йобста Отцманна показывает вечное метание немецкой нации - между ограниченным прагматизмом бюргерства и бесконечным полетом мысли (и мечты) философов и артистов. В хваленой деревенской естественности режиссер видит скотство, в чрезмерной простоте - душевную мертвенность. Трудно сказать, у кого тут морды тупее - у свиней или у их двуногих хозяев. История Гюнтера, слишком хорошо образованного и слишком духовного сына мясника, - судьба изгоя, не способного выжить в своем родном селе.

Большинство режиссеров обращаются к жанру социальной драмы - видимо, он наиболее адекватен самым болезненным проблемам нынешней Германии. Иногда это получается занудно, иногда - слишком истерично, иногда - наоборот, прекраснодушно. И всегда с минимумом художественной изобретательности. Но само упорство попыток подобного рода вызывает уважение и даже зависть: наше кино сейчас не склонно к таким искренним реалистическим высказываниям. Хотя проблемы Германии как раз очень напоминают российские.

Самый мрачный фильм - "Забудь Америку" Ванессы Йооп - воссоздает картину кризиса середины 90-х годов, параллельного нашему отечественному. Анна хотела стать актрисой. Но дальше озвучивания мыльных опер и порнофильмов ее карьера не продвигается. Дэвид начинал как фотограф, но фотоателье закрылось. И вот молодой человек постигает искусство разделывания рыбы в супермаркете. Ни опуститься (и быть вровень со своей работой), ни стать сильнее обстоятельств (и прорваться к другой жизни) герои не в силах. Построение кадра то и дело свидетельствует о выпадении человека из окружающей среды. Анна в немом и брезгливом шоке застывает перед микрофоном, созерцая порнофильм и не собираясь приступать к своей работе. Дэвид стоит посреди своего рыбного товара как истукан, в упор не видя ни товара, ни покупателей.

Бенно организует сбыт старых и угнанных машин в Польшу. Неповоротливые устаревшие модели напоминают и американские фильмы о великой депрессии, и склад отслуживших декораций для сериала о Джеймсе Бонде. Стоянка перед гаражом Бенно выглядит как кладбище надежд на благополучие и процветание. И любой живой человек тут явно лишний.

В финале Анна и Дэвид, не сговариваясь, решают уехать из своего городка. Начало пути должно вселять хоть какую-то надежду на лучшее. Однако развернуты в разные стороны отчужденные лица героев, вошедших в один вагон, выбравших сиденья по обе стороны одной спинки, но не заметивших друг друга. Разобщенность людей рождает ощущение полной безнадеги.

Баварцы сохраняют остатки классической немецкой сентиментальности только в отношении к совсем маленьким детям. Поэтому Каролина Линк снимает детский фильм "Кнопка и Антон" (по роману Эриха Кестнера) про жестокое социальное расслоение современной Германии - и приводит своих героев к абсолютно счастливому финалу. Дети и бедняки объединяются против черствых богатых взрослых и учат их вечным гуманистическим истинам. По ночам Кнопка тайком бегает петь на вокзале - чтобы зарабатывать деньги для бедствующего Антона, вкалывающего за гроши в плохоньком кафе. Когда мать, возвращаясь из оперы, застает свою дочь концертирующей среди бродяг и алкоголиков, светская дама готова сама отнять бутылку у нищего забулдыги, чтобы залить свое горе и свой шок.

Только очень детское кино в Баварии сохраняет иллюзию свободы своих героев строить свою жизнь, оставаться собой или перерождаться. Во взрослом баварском кино нет веры в эту свободу. Там герои всегда люди маленькие и зависимые - от дурацких обстоятельств или от собственной дурости, уже не важно. И особенно это очевидно, когда в центре фильма появляется не какой-нибудь современный безработный, а сама Марлен Дитрих или романтики начала XIX столетия. В "Реквиеме романтической женщине" Дагмара Кнепфеля жизнь легендарного поэта Клеменса фон Брентано, его жены Аугусты и их друзей выглядит как бесконечная каторга. Безденежье, творчество, равнодушное к живым людям, и любовь, презирающая поэзию и быт. Кружок романтиков подан с натуралистическим отвращением, через которое брезжит усталое сочувствие режиссера к героям. Они - жалкие заложники своей непрактичности и своих психозов. И воздушное, прозрачное платье героини - символ не поэтической возвышенности, а неприкаянности, разврата и антиэстетизма женщины, которая чувствует всю свою ненужность и готова выставлять себя на показ от скуки и, как ни смешно звучит, из социального протеста.

"Марлена" Йозефа Вильсмайера с Катей Флинт в главной роли показывает не столько карьеру звезды или судьбу таланта, сколько превратности движения щепки в бурной стихии волн. Эта щепка и есть Марлен Дитрих. Ее случайно вынесло на гребень успеха и несет куда-то по просторам Европы и Америки. Дорогие машины, огромный дом в Беверли-Хиллз, голливудские тусовки, перебранки с режиссерами, скучные съемки, одиночество. Марлен может размазывать по заплаканному лицу все более густой и дорогой макияж. У нее все больше средств для того, чтобы свои страдания обставлять комфортно, таскать за собой дочку, ненужного мужа и его любовницу. И летать иногда через океан на свидание с единственно любимым мужчиной, немецким офицером. Однажды кто-то строго задаст героине вопрос: "Ты хочешь быть счастливой или знаменитой?" Однако Марлен Дитрих тут ничего не выбирает и не решает. Ей ничего не остается, как делаться звездой, поскольку счастливой быть в этом мире все равно нельзя. И знаменитая маска женщины-вамп для Марлен Дитрих - это лишь средство скрыть свою слабость и внутреннюю опустошенность. Современное баварское кино не склонно никем восхищаться. И даже Марлен Дитрих оно просто скорбно сочувствует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
970
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
515
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
518
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
466