0
1210
Газета Культура Интернет-версия

09.07.2002 00:00:00

Неорусская сказка

Тэги: савко, живопись, карикатура, выставка


Сначала было слово. Точнее, слова. "Пахан". "Браток". "Стрелка". Потом из них, как водится, выросла полноценная новорусская субкультура со всеми надлежащими компонентами: язык (феня), музыка (блатной шансон), прикладное искусство ("голдовые" "цепаки", "перстаки" и "крестаки" с гимнастами), скульптура (не видели в "Охотном Ряду" серебряного коня в пальто в стилистике настольного Наполеона?) и, конечно, архитектура (подмосковные "фазенды" и "москвострой" во всей красе).

Дошло дело и до живописи. Неподалеку от нововозведенного и пока непревзойденного по размерам москвостроевского шедевра - ТЦ "Атриум", заранее настраивающего на нужный лад, в С.АРТ галерее открылась выставка живописца Александра Савко. Он взял и перерисовал картинки Билибина к русским сказкам. На новый лад.

Скачет Кощей Бессмертный по своим грязным делам, а в руке у него "Nokia". Три девицы под окном - в разной степени обнаженности, ноги - от коренного зуба, ну точно из "Red Stars". Иван-дурак с жар-птицей┘ ну вы догадались. Естественно, охранник правопорядка.

Вопрос: с чего бы это? Ответ: герой своего времени волей-неволей создает вокруг себя легенду. А быть ей пафосной или стебной - зависит от героя. А уж обстебать наш русский (пардон, российский) народ может любого своего героя - не только героя-ударника каптруда, но и героя-разведчика и героя Гражданской войны.

Сложно оценить карикатурную живопись Савко в строго живописных критериях. Едва ли его картины - новый шаг в постмодернизме или, как пишут устроители, "закономерная пластическая трансформация неоромантического псевдорусского стиля "мирискусников". Скорее это гротеск, насмешка - и одновременно вынужденное "легендизирование" новорусской элиты начала 90-х прошлого века. Она нуждается в легенде, поскольку в той своей анекдотической ипостаси мирно почила и отошла в мир народных преданий.

В сущности, многим картины Александра Савко не понравятся, как не понравились бы эти вариации автору их темы - "мирискуснику" Билибину. Просто потому, что в его время было принято любить или хотя бы уважать то и тех, кого рисуешь. Теперь любить - это "пафос", а значит - стыдно, смешно и немодно.

Однако признаюсь: разглядывая картинки с выставки, я вспомнила, как в студенческие годы меня снедали противоречивые чувства при прочтении шедевра однокурсника - он переписал гумилевскую "Неоромантическую сказку" на панковском сленге. Все хохотали, а я искренне возмущалась за любимого поэта. Пока меня вслед за всеми не разобрал искренний же хохот. Может, и Билибину обижаться не стоит?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Ольга Соловьева

Планы развития автомобильного туризма в России будут готовить до следующего года

0
482
Условных приговоров становится намного больше

Условных приговоров становится намного больше

Екатерина Трифонова

Верховный суд признал участие в СВО основанием для отмены этой формы наказания

0
513
Отечественным производителям не хватило отечественного

Отечественным производителям не хватило отечественного

Анастасия Башкатова

Пока Центробанк рассуждал о перегреве экономики, Минпромторг увидел большой потенциал для импортозамещения

0
841
Турчак оседлал кадровую синусоиду

Турчак оседлал кадровую синусоиду

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Продолжающиеся рокировки внутри власти напомнили об эффекте домино

0
687

Другие новости