0
563
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2003 00:00:00

Госпремии снова достанутся не всем

Тэги: госпремия, театр


Решения, принятые президиумом Комиссии по Государственным премиям в области литературы и искусства и уже из уст в уста передаваемые в театральном мире, никакого неудовольствия не вызывают. По нашей информации, среди лауреатов, которые получат 12 июня значки и соответствующее денежное вознаграждение (по заведенной традиции, сначала - денежное вознаграждение, потом уже - встреча с президентом и обмен приветствиями), - Малый драматический театр - Театр Европы, постановочная группа и исполнительница главной роли в спектакле "Московский хор" Татьяна Щуко (среди лауреатов - и драматург Людмила Петрушевская), группа актеров московского театра "Ленком" и постановщик спектакля "Шут Балакирев" Марк Захаров, художественный руководитель театра Около дома Станиславского Юрий Погребничко и еще один художественный руководитель московского театра - "Сатирикона" - Константин Райкин, правда, премия ему вручается (и выдвинут он был) за роль Тодеро в спектакле Роберта Стуруа "Синьор Тодеро хозяин".

Все вроде бы по справедливости. Жаль, разумеется, что нет никого из российской провинции. Ее вообще не заметили, но такой расклад легко предугадывался: Москва - как столица всего в России и Питер - как город-юбиляр (хотя вполне заслуженной могла стать награда для актеров Омского академического театра драмы Натальи Василиади и Евгения Смирнова, занятых в спектакле "Приглашение на казнь"). Жаль, что пришлось выбирать между Александром Калягиным, выдвинутым за роль Папаши Убю, и Константином Райкиным. Выбор, разумеется, трудный, и, поздравляя и приветствуя выбор Райкина, не станем скрывать: если бы выбор пал на Александра Калягина, с той же искренностью мы поздравили бы и его.

Роль Тодеро - безусловный шедевр актера, шедевр, сочиненный им вместе с режиссером Робертом Стуруа, которые, можно сказать, на полях пьесы Гольдони, по краям ее вышили фантастически сложный узор, технической изощренности которого можно лишь подивиться и который впору сравнить с ювелирным шедевром. Но здесь техническая изобретательность одухотворена - впрочем, развитие характера, преображение Тодеро из домомучителя и тирана во влюбленного - очередное добавление к итальянскому нравоучительному сюжету.

Награждение Юрия Погребничко - очевидный компромисс государственно-озадаченных судей с необходимостью думать об изменившихся временах. Маргинал Погребничко, для которого выбор обочины - не поза, а призвание, естественное бытование его театральной фантазии и естественное его человеческое состояние, конечно, должен был находиться вне государственных наград, ими не отмеченный и не замеченный - просто потому, что угол зрения у них должен быть различный.

Одновременно самостоятельное его существование, конечно же, вызывает уважение - именно в силу того, что такое анахоретство имеет вполне осмысленную и художественную природу. И художественную ценность (и цельность). Не спеша, он думает "о своем", и говорит, и негромко напевает давно любимые и давно волнующие его мелодии (как, например, в недавней, уже выходящей за рамки "премиального" года премьере - "Предпоследнем концерте Алисы"). Соединяя несоединимое в ему одному ведомых и ему очевидных гармонических пропорциях, он располагает публику к такому же негромкому и спокойному, мудрому любованию, влюбляя в свой стиль и позволяя понимать ценности несуетной жизни в искусстве (формулировка премии - "за формирование оригинального сценического стиля").

Ясно, что Погребничко в премиальном списке нужен был мощный государственный противовес и его нашли сразу в двух главных театрах страны - в санкт-петербургском Малом драматическом театре - Театре Европы, самом известном за рубежами России отечественном театре, и в "Ленкоме", просто самом известном и самом модном нашем драматическом театре. Оба выдвинуты за поиски и осмысление российской истории: МДТ - из недавнего советского прошлого (речь о спектакле по пьесе Людмилы Петрушевской "Московский хор"), "Ленком" - за самокопание в далекой исторической перспективе (хотя в руках Григория Горина, не успевшего дописать последнюю пьесу, история, конечно, опрокидывала свои уроки в нынешний день). Оба спектакля уже замечены более расторопными и злободневными премиями - и Сергей Фролов, и Олег Янковский, исполнители главных ролей в "Шуте Балакиреве", и Татьяна Щуко, которая играет главную роль в "Московском хоре", и сам "Московский хор" уже были названы лучшими, так что Государственная премия в данном случае - своего рода государственный знак качества, штамп о том, что продукция понята и принята на самом высоком уровне.

Говорят, правда, что "ленкомовская" премия появилась в обход решения театральной секции комитета, в решении президиума. Но если ни один из ее членов до сих пор не заявил о таком нарушении, стоит ли обращать внимание на кривотолки? Тем более что качество спектакля при этом никто не оспаривает и не умаляет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
482
Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Иван Родин

В Основном законе заложена возможность давать дополнительные места депутатам из новых регионов

0
527
Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Михаил Сергеев

Дополнительная нагрузка на среднюю семью превысит 34 тысячи рублей за четыре года

0
889
Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Екатерина Трифонова

Конституционный суд отказывается обсуждать проблемы реального правоприменения

0
439

Другие новости