0
808
Газета Культура Интернет-версия

04.07.2003 00:00:00

Берлускони приравняли к Сталину

Тэги: лангхофф, театр, фестиваль, ревизор


лангхофф, театр, фестиваль, ревизор По стопам Мейерхольда. Маттиас Лангхофф.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

- Как только открылся занавес, стало понятно, что вы знаете и про Татлина, и про Мейерхольда, который когда-то ставил "Ревизора". Вы всегда так серьезно относитесь к работе, изучаете все, что вокруг, или просто так получилось, поскольку, например, именно Мейерхольд вам интересен?

- Я не могу сказать, что влияние "Ревизора" Мейерхольда было непосредственным и прямым. В спектакле есть из него две-три цитаты. Скорее на меня повлияло творчество Мейерхольда в целом. Я хотел как бы продолжить его идеи, попробовать продлить его театр во времени, посмотреть, к чему бы это привело в иные времена.

- В финале вашего "Ревизора" на сцену выходит тот самый настоящий "генеральный инспектор". Совершенно ясно, что итальянский зритель ловит сходство актера с Берлускони...

- Да, это была тонкая работа, хотелось, чтобы он как можно больше был похож на Берлускони, и итальянская публика это мгновенно поняла. Даже смешная манера двигаться, смешные движения, которые делает актер Юрий Феррини, точно скопированы с Берлускони. Я считаю, что театр всегда актуален, иначе это не театр. Каждый вечер мы говорим о том, что происходит сегодня в этот вечер. А Берлускони выходит у нас под песню о Сталине. К сожалению, когда рухнула система социализма, западные страны с их демократиями придумали свой собственный социализм, и все движется совершенно не в ту сторону.

- Вы всерьез сближаете Берлускони со Сталиным?

- Смысл был не в том, чтобы сблизить, но - поставить рядом.

- Я так привязался к этому эпизоду потому, что это - единственный открытый политический выпад.

- В каком-то смысле - да. Меня самого пугает, насколько песни, которые звучат в спектакле, сами по себе действуют на зрителя. Об этом я думаю больше, нежели о политической стороне дела. Для меня вся пьеса Гоголя политична, но не в смысле агитации или занятия политической деятельностью. Спектакль выражает то, что иными средствами выразить нельзя. Как говорил Брехт, "организовать скандал".

- В спектакле немалое число шуток кажется домашними заготовками. Ближе к финалу одна из местных барышень смеется, увидев, что у нее с городничихой одинаковые туфли. Картина узнаваемая: маленький город, где не разойтись, где невозможно не купить одинаковые вещи...

- Да, в любой стране есть такие маленькие города, где такие истории случаются... Но вообще-то подготовительная работа у меня всегда длительная и серьезная. Когда я начинаю репетировать, мне важно забыть все, что я придумал перед этим, и найти все уже во время работы над спектаклем, чтобы в конце концов сравнить, насколько то, что получилось, похоже на то, что ты придумал вначале. Это не кокетство. Когда я знаю, что собираюсь делать, мне уже не надо это делать, мне это уже неинтересно. А в работе я нахожу удовольствие, когда возникает что-то такое, чего раньше не знал. Что я начинаю понимать благодаря этому проделанному пути. Поэтому я не знаю, когда какой момент родился, как он появился, - я просто забываю, как шла работа.

- Неужели не жалко? На единицу площади у вас такое количество трюков и шуток, что хватило бы на десять спектаклей?

- Многие меня критиковали за эту "барочность", что, в общем, верно, потому что этот период в истории культуры мне интересен. Мое воображение действительно барочно. Во Франции, где существует строгий порядок, как строить, это шокирует. Но я такой и ничего не могу с этим поделать.

- После такого спектакля комедии уже лет пять ставить не станешь, все, что можно было придумать смешного, в этом спектакле выложено с лихвой...

- Может быть. Дело в том, что я никогда не знал, что такое комедия, что это такое на самом деле.

- Сегодня много говорят о глобализации, которая, как мне кажется, театр задела раньше всего - именно в тот момент, когда для удобства транспортировки стали выходить спектакли компактные, простые в оформлении. У вас, наоборот, массивная конструкция, ради которой пришлось потратить лишние сутки на репетиции. Вам не жалко этого времени, таких больших усилий?

- Абсолютно об этом не жалею. Да, сейчас существует эстетика экономии. Но в своей работе я люблю, когда встречаются специалисты самых разных театральных профессий, будь то декоратор, художник, актер или кто-то другой. Мне всегда хочется как можно больше собрать таких специалистов в одном спектакле. Если этого не делать, то какие-то профессии просто-напросто отомрут. Например, театральная живопись - великолепное искусство само по себе. Когда мы смотрим на занавес Мейерхольда, у нас появляется возможность понять, что это, собственно, за искусство. Театр экономии не нуждается в живописи. Это ужасно.

- Для русского зрителя Ферручи Солери, который играет у вас Осипа, - великий Арлекин. Он ведь даже не в Генуе живет, а в Милане - когда вы его приглашали на работу, вы имели в виду это его актерское прошлое?

- Не только для вас он Арлекин. Он - великий актер, и велик он именно в этой роли, он почти ничего другого не играет и каждый день тренируется, чтобы оставаться Арлекином. А поскольку я его очень люблю, мне хотелось, чтобы он у меня сыграл другого слугу, который является противоположностью Арлекина. Когда мы смотрим "Арлекина", мы поражаемся, когда в конце актер снимает маску. Мы видим пожилого человека и говорим, что такое просто невозможно. А в "Ревизоре" он имеет право показать свою усталость, свой возраст, и я был очень рад, когда он согласился.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
358
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
455
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
447
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
390

Другие новости