0
1026
Газета Культура Интернет-версия

12.11.2004 00:00:00

«Слава Герострата» для гонителей Саулюса Сондецкиса

Тэги: сондецкис, музыка, оркестр, дирижер


сондецкис, музыка, оркестр, дирижер Сондецкис любит светлые лица в оркестре, иначе ему плохо работается.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

– Что же произошло?

– У меня возникла конфликтная ситуация с министром культуры Литвы. Долгие годы оркестру не уделялось должного внимания. И тогда мы решили отделиться от филармонии. Мне дали на реорганизацию 12 дней, 10 из которых я находился на гастролях в Греции. В такие сроки подготовить все необходимые для реорганизации документы было невозможно. В результате Литовскому камерному оркестру не дали статус национального. Сразу уменьшились надбавки. Коллектив начали пугать: вас скоро разгонят. А когда на 2 дня задержали зарплату, оркестр потребовал вернуться под юрисдикцию филармонии. Это решение от меня скрывали 21 день, потом поставили перед фактом. Но в филармонию оркестр не вернули. Новый оркестр не создан – старого больше не существует. Вместе с тем коллектив музыкантов филармонии выступает под маркой «Литовского камерного». Без меня. Процесс ликвидации моего оркестра еще продолжается. Все было сделано для того, чтобы заставить меня уйти. Но так как с филармонией у меня заключен контракт на пять лет, дирекции пришлось бы выплатить неустойку. Тогда опубликовали приказ о снятии с меня надбавки «за плохую работу»! Если бы меня попросили подготовить себе смену, я бы это спокойно сделал, но после такого обращения, естественно, был вынужден уйти.

– Об истинной причине действий министерства и дирекции нетрудно догадаться.

– Причина – в моей попытке добиться самостоятельности. Находясь в зависимости от государственной организации, я не имею права использовать деньги спонсоров (они поступают только через филармонию и распределяются по усмотрению руководства). При этом филармонические службы не занимаются рекламой, не имеют финансовых возможностей для достойной оплаты музыкантов. Три года я тщетно добивался реорганизации филармонии. Министерством культуры Литвы за последнее время проведены губительные реформы, касающиеся ДМШ, уничтожена студия записи, отобрано помещение, в котором проходили международные музыкальные фестивали. В России и Литве сейчас сходные проблемы: много фестивалей, много оркестров, много желающих творить – и мизерная, унижающая достоинство оплата за профессиональный труд. В скором времени Европейский союз не позволит платить деятелям искусства столь жалкие суммы. Но ни литовское, ни российское правительства не готовы к тому, чтобы найти необходимые бюджетные средства для финансирования, соответствующего европейскому уровню. Многие коллективы прекратят свое существование.

– Но какие коллективы? Такие, как знаменитый Литовский камерный оркестр?

– В Москве сейчас около 20 оркестров. Ясно, что московское правительство вскоре не сможет их содержать. Значит, нужно распределить коллективы по провинции, чтобы их содержали местные власти, как это происходит, например, в Германии. Там одинаково знамениты и хорошо оплачиваемы как дрезденский оркестр, так и лейпцигский «Гевандхауз».

– Будут ли в русской провинции слушать, к примеру, Малера?

– Литовский камерный оркестр был одним из 6 оркестров, выезжавших за рубеж в советское время. Но перед тем как попасть на зарубежные гастроли, я играл в Ялте или для нефтяников Тюмени. В советские времена симфонические оркестры имели норму – 132 концерта, камерные – 66. Я часто приглашал на концерты в качестве солистов молодых Спивакова, Кремера. Первый сольный концерт Башмета на сцене Большого зала консерватории состоялся со мной. Шнитке впервые выехал за границу как пианист Литовского камерного оркестра.

– Значит, советская система имела свои преимущества?

– Преимущества советской культурной политики были в том, что организовать фестиваль, пригласить любого солиста в финансовом отношении не составляло труда. Конечно, издержки системы, политизация культурной жизни существовали и не раз становились причинами трагедий (таких, например, как судьбы Виардо или Петухова). Многие не получали заслуженного признания, но те, кто получал, действительно были его достойны. Сольный концерт в БЗК по партбилету не давали! Сейчас же на сцене может появиться любой музыкант, и единственным критерием его способностей служит возможность заплатить за аренду зала.

– Вы ни разу не ощутили на себе негативных сторон советского строя?

– Тот советский тоталитаризм был страшен тем, что гибли люди. Сейчас страшно другое. Говори, что хочешь и сколько хочешь, а мы не будем обращать внимание. Нет рычагов воздействия общественного мнения. Газеты каждый день публикуют разоблачительные материалы, но это никого не волнует, а главное, ничего не меняет. Менталитет тех, кто нами управляет, чудовищен. Воровской лексикон и нецензурный текст стали нормой общения в правительственной среде. Негативное влияние советской системы мы ощущали в основном при выезде за границу. В гастролях могли отказать, ничего не объясняя, а попытаться выяснить причину отказа было невозможным. Часто приходилось вести утомительную «дипломатическую игру».

– Одна из интереснейших страниц вашей творческой биографии – международный конкурс «Фонд Герберта фон Караяна»...

– На этот конкурс можно было попасть только по персональному приглашению Караяна. Представитель маэстро профессор Аллендорф ездил по миру и слушал оркестры. По его рекомендации Караян подписывал приглашения. Я уже был известен, поэтому смело приехал в столицу с просьбой, чтобы наш оркестр рекомендовали на конкурс. Мне ответили, что необходимо личное приглашение Караяна. Такого у меня не было, и я возвратился в Вильнюс ни с чем. Но тут в Вильнюсской филармонии в конце сезона дирижировать концертом приехал сам Аллендорф. Преодолев смущение, я попросил его послушать наш камерный оркестр. Он согласился и на два дня отложил отъезд. Прослушав несколько фрагментов, Аллендорф сказал: «Золотой медали обещать не могу, но принять участие в конкурсе вы достойны». Однако оказалось, что на конкурс 1974 года мы уже опоздали, и министр культуры Фурцева обещала отправить нас в 1976 году. Но тут умирает Фурцева. Аллендорф, как и было договорено, присылает приглашение, но никто не помнит об обещании отправить на конкурс наш оркестр. Разногласия и соперничество между управлениями культуры и учебных заведений едва не стоили нам участия в конкурсе. Нас ждал огромный успех. Из 12 возможных мы получили 11,4 балла (оркестр, занявший второе место, – только 9) и золотую медаль. Особенно приятна была оценка фон Караяна, который сказал: «Я за судьбы музыки могу быть спокоен, если есть такие воспитатели оркестра». Поскольку Караян должен был дирижировать в заключительном концерте, он выразил сожаление, что не сможет услышать игру литовского оркестра. Мы, конечно, были огорчены. Но когда я вышел на сцену, то в первом ряду увидел сидящего Караяна. На лицах музыкантов оркестра было написано необычайное волнение. Еще до начала конкурса я предупредил оркестр: «Не огорчайтесь, если не все удастся сыграть так, как хотелось бы. Главное, играйте смело и с самоотдачей. Трусости я не прощу. Вот, видите – я вытягиваю руку вперед. Если я буду трусить, рука задрожит и дирижерская палочка начнет вибрировать. Следите за моей рукой». Рука у меня не дрожала. Но на заключительном концерте случилось непредвиденное: я даю знак оркестру к началу – и вдруг понимаю, что звука нет. Никто не играет. Все буквально оцепенели от волнения. Я продолжаю тянуть палочку вверх, лихорадочно обдумывая: что же делать? Второй раз дать ауфтакт? Нелепо! Что подумает Караян! И почему они не играют?! Положение становилось критическим. И тут едва слышно раздались первые робкие звуки. Оркестр заиграл! Музыкантам удалось преодолеть страх. Впоследствии интендант Караяна потрясенно сказал: «Такого пианиссимо я не слышал никогда в жизни!» Знал бы он об истинных причинах этого «невероятного пианиссимо»!

– Вы продолжаете много работать с разными коллективами┘

– Владимир Спиваков предложил мне стать главным приглашенным дирижером своего оркестра. Очень люблю «Виртуозов Москвы». Это замечательный коллектив. Лундин – выдающийся концертмейстер. Спиваков понимает главное: ни один оркестр не играет, основываясь только на мастерстве. Должна быть вложена душа, «нутро». Я не могу работать с удовольствием, если вижу перед собой злое лицо музыканта, с ненавистью отсиживающего положенные часы. Если в коллективе потерян интерес к игре, совместному творчеству, он перестает существовать. У музыкантов Спивакова – светлые вдохновенные лица. Это очень важно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5080
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2797
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3225

Другие новости