0
1739
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2004 00:00:00

«Неправильный» Плетнев

Марина Куклинская

Об авторе: Марина Куклинская - музыкальный критик.

Тэги: плетнев, шопен, концерт


Каждый раз, приходя на концерт Михаила Плетнева, говоришь себе: скорее всего он сыграет это произведение вот так┘ и каждый раз неизменно ошибаешься. Плетнев всегда изумляет «неправильностью», нестандартностью трактовки. Причем, слушая игру пианиста, ты можешь не соглашаться с ним, злиться, сопротивляться┘ чтобы в конце концов признать свое поражение и отступить перед силой таланта.

Казалось, Плетнев все играет «не так»: медленные части в «Крейслериане» – слишком медленно, быстрые – чересчур быстро; виртуозного Рахманинова – как-то не концертно, неконцертного Чайковского – сверхъестественно виртуозно. Неизменен был только результат: вопреки собственному желанию ты вдруг начинал верить, что именно так и нужно играть Рахманинова, Гайдна, Чайковского. Плетнев не спрашивал, согласен ты с его трактовкой или нет: он обезоруживал безукоризненной логикой исполнения. То же писали современники о Рахманинове.

Несмотря на «непредсказуемость», некоторые черты стиля у пианиста вполне константны: это интеллектуализм, умение размышлять за фортепиано, находя интерес в самом процессе размышления, аристократическая строгость вкуса, блистательная техника. Кажется, что творческой индивидуальности музыканта должны быть близки Брамс, Лист, но Шопен? Здесь уже в самом выборе программы заложено неизменное плетневское качество: парадоксальность.

Впрочем, Плетнев играл Шопена, и немало. Начиная с 80-х годов концертный репертуар пианиста включает прелюдии, сонаты, скерцо. И все же бытующее тривиальное представление о Шопене как о «певце чувства» и уже совершенно справедливое восприятие Плетнева как пианиста-интеллектуала дают повод к риторическому вопросу: Шопен и Плетнев – «две «вещи» несовместные»? Недаром еще на памятном VI Международном конкурсе им. Чайковского публика отчаянно спорила, разделив симпатии между эмоционально-порывистым Девуайоном и безупречным, но казавшимся холодноватым Плетневым! Однако какой именно Шопен нам важнее: тот, который предстает в письмах и воспоминаниях немногих чутких современников – ироничный, обладающий живым пытливым умом, неизменно поддерживающий дистанцию между собой и окружающими, или другой – из изданий для любителей музыки, надломленный болезнью и личными переживаниями, неврастенически-печальный, вызывающий сострадание у наиболее чувствительных особ женского пола?

Подобного Шопена нам тоже пришлось услышать – в первом отделении концерта. Трудно сказать, кому в первую очередь следует предъявить претензии: хорошо зарекомендовавшему себя оркестру, 26-летнему, но уже достаточно именитому дирижеру Нелсонсу или даже Плетневу, чья склонность к музыкальным изысканиям побуждает музыканта иной раз вытаскивать на свет Божий справедливо забытые партитуры. Если номера, которые мы привыкли слышать в «Шопениане» Фокина – Полонез и Вальс, – прозвучали просто неинтересно, словно игрались в оркестровой яме, сопровождая хореографическое действо, то слезливо-истерические «всхлипывания» в Мазурке и сентиментальная дешевизна Ноктюрна ор. 48 уже явно выходили за рамки приличий. Как только Плетнев заиграл главную партию Первого концерта Шопена, зал замер и не смел вздохнуть до тех пор, пока пианист не опустил руки в знак окончания произведения.

Публика, обычно безжалостно унижающая артистов своим неудержимым стремлением к гардеробу после концерта, на этот раз не двинулась с места. Разрушить воцарившуюся атмосферу духовной чистоты, катарсиса, и начать «заботиться о нуждах бренной жизни» казалось немыслимым. «Бис» был неизбежен. Плетнев повторил финал. Но публика «эпохи клонированных виртуозов» так истосковалась по присутствию подлинной Личности на концертной эстраде, что и на сей раз встала только для того, чтобы устроить овацию. Плетнев сел за рояль и повторно исполнил вторую часть Концерта. Снова овация. Тогда, вызвав взрыв восторга, пианист бисировал и первую часть! Так, сыграв Концерт Шопена дважды – с начала до конца и в обратном порядке, Плетнев закончил первый вечер. На следующий день ситуация повторилась: публика вновь отказалась расходиться, понимая, сколь редки и ценны в наше время мгновения настоящего искусства (даже хронически больные ОРЗ, вместо поликлиники традиционно отправляющиеся в концертные и театральные залы, чтобы именно там публично продемонстрировать свое право на кашель, старались вести себя корректно). Но в этот вечер пианист, вероятно, устав от сложного первого отделения, в котором он замечательно исполнил 24 прелюдии, бисировал только вторую и третью части Второго концерта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2233
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4998
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2750
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3164

Другие новости