«Театр.doc» – это маленький подвал в Трехпрудном переулке и одновременно – настоящее открытие в московской и не только московской театральной жизни. Место, где почти без денег ставятся спектакли, а потом играются, порой – безо всяких билетов. Для тех, кому интересно. Спектакли – про настоящее: про молдаван, убивающих друг друга за картонную коробку, про женщин-убийц, про плохих и хороших. Что-то – буквально списано с натуры, то есть драматурги, как полтора века тому назад народники, идут в гущу жизни с диктофонами и собирают «драматургический материал», что-то – сочиняется «по мотивам» жизни.
«Кинотеатр.doc» – фестиваль, подарок самим себе, придуманный «Театром.doc» к собственному своему дню рождения, – родился в эти самые дни три года тому назад. «Кинотеатр.doc» – фестиваль действительного кино, проходивший в течение нескольких дней в Трехпрудном переулке при неизменно переполненном зале, в такой толкучке, что казалось, кому-то и вправду удается висеть на потолке. Короткий метр (от одной-двух-трех минут до часа с лишним), около 40 картин, отобранных из более чем 800 двумя отборщиками – кинорежиссером Борисом Хлебниковым и кинокритиком Алёной Солнцевой. С финальной раздачей призов в клубе «Дом»: «За пристальный взгляд», «За честный взгляд», «За художественный образ, выраженный минимальными средствами», «За лучшую политическую картину».
Действительное кино, – впрочем, все политическое. «Мирная жизнь», российско-швейцарская сорокапятиминутная лента Павла Костомарова и Антуана Каттина, скромно приглядывает за мирной жизнью двух чеченцев, отца и сына, которые пытаются выжить в русской деревне. Строят коровник, стелют полы, крышу и одновременно – следуют своим «старым» религиозным «привычкам». Не то что не понимаемые, но не принимаемые их новыми соседями, для которых они – чужие. Работают без устали, молятся – бог знает кому...
Сиди и смотри, как разворачивается перед тобой другая, некиношная жизнь. Настоящая, действительная. Снятая без привычного мастерства и вызывающих восторг спецэффектов, почти как «Догма», но – про нас, про русское. Быть может, отличие кино от театра – в так сказать, документальном их преломлении и изгибах – в том, что «Кинотеатр.doc» интересуется и охватывает больше героев и тем, камера успевает захватить не только крайние точки жизни, не одних только проституток и милиционеров, бомжей и убийц, чем в первую очередь занялся в пору рождения и становления «Театр.doc». Впрочем, тут следует поправиться, поскольку расширение приходит и в театр: в один вечер с церемонией закрытия фестиваля «Кинотеатр.doc» в Доме актера на Арбате прошло первое представление нового проекта «Театра.doc» – пьесы Владимира Забалуева и Алексея Зензинова «Красавицы.verbatim», будущего спектакля (премьера назначена на конец марта), основанного на монологах обычных красавиц, просто красивых женщин, про их детские страдания и взрослые заботы.
«Соси банан» – игровая двенадцатиминутная картина про корпоративную вечеринку, встречу Нового года, про Деда Мороза «из своих», который чуть было не испортил весь праздник. «Городской шаман» – две с половиной минуты наблюдения за полуголым сумасшедшим, приплясывавшим у супермаркета и выдворенного за «недостойное поведение» стражем порядка. Просто наблюдение за просто жизнью.
«Дорогой Маркович» – получасовой документальный фильм Виталия Брынцева о московском учителе Марке Иосифовиче Еврейсоне, который четыре раза становился победителем соровского конкурса «Учитель года», который учит химии, не выпускает изо рта беломорину, курит на уроках, шутит, вникает в ученические тайны и личную жизнь учеников. И – странен. Кажется, полагает себя «внештатным» сыном Иосифа Сталина, ходит в сталинском френче и галифе, а вся его квартирка превращена хозяином в этакий пантеон, в часовенку в честь святых – Сталина и Ленина. Об этом увлечении Маркиосифовича (сам он называет себя дорогим Марковичем) в картине – ни слова. Что говорить? Такая жизнь. Жизнь. Действительное такое кино.