0
752
Газета Культура Интернет-версия

05.04.2005 00:00:00

Вампука где-то рядом

Тэги: вампука, эренберг, вешневская


вампука, эренберг, вешневская Галина Вишневская открыта для экспериментов.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Согласно истории, глумиться над оперными штампами первыми начали англичане. В XVIII веке, когда экспансия итальянского оперного искусства достигла своего апогея и фактически душила самобытное английское музыкальное барокко, лондонские театральные оппозиционеры Гей и Пепуш сочинили «Оперу нищего», в которой пародировали навязываемые итальянскими певцами, композиторами и либреттистами «общие места». Примечательно, что это сочинение дважды «обновлялось» в веке двадцатом благодаря композиторам Остину (1920) и Бриттену (1948) и само по себе, как некий культурный феномен, стало основой знаменитой «Трехгрошовой оперы» Курта Вайля (1928).

Россия также не осталась в долгу у оперного искусства и даже может похвалиться тем, что обогатила собственный словарный запас понятием, обозначающим оперный штамп. В 1909 году в петербургском театре «Кривое зеркало» состоялась премьера оперы Владимира Эренберга «Вампука, невеста африканская», и с тех пор имя главной героини этого музыкального фельетона стало синонимом вульгарных проявлений театрального языка.

Как ни странно, возобновить «Вампуку» Эренберга с первого апреля решили в Центре оперного пения Галины Вишневской. А зачинщиком – и это как раз совсем не странно – выступил режиссер и руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман и его геликоновская команда в лице дирижера Владимира Понькина, сценографа Андрея Климова и художника по свету Дамира Исмагилова. Всегда открытый эксперименту и пощупавший, будучи «практикующим режиссером», множество классических и современных режиссерских техник, Бертман, говорят, одно время даже регулярно проглядывал специфическое видео с «нарезкой» из вампучных спектаклей всех времен и народов. Но даже если и не существовало никакой кассеты, порезвиться на ниве смешной и одновременно грустной, а порой и доводящей до белого каления темы условностей, банальностей, вульгарностей и дурновкусия в опере Бертману, безусловно, удалось от души.

Два действия спектакля представляют одну и ту же весьма условную сюжетную ситуацию с одной и той же весьма условной музыкальной партитурой с той разницей, что сначала мы глядим на вампуку старого образца, а после антракта – на новую, свежевыращенную вампуку. Первая половина спектакля идет в пародии на исторические декорации, костюмы и мизансцены, вторая – на декорации, костюмы и мизансцены, оперу осовременивающие; вначале мы получаем дополнительные сведения о действующих лицах и их исполнителях из суфлерской будки, потом слушаем подготовленные «возмущенные реплики» из зала; в первом действии на сцене цветет пышным цветом культ примадонны, во втором – особого рода исполнительский пофигизм, и так далее. В ход идет все: пробег до авансцены ради взятия единственного «верхнего си-бемоля», пение хора шепотом, любовный дуэт, состоящий из двух бесконечно длящихся высокохудожественных реплик: «Это ты?» – «Это я!», исполнение арии по мобильному телефону, включение аудиозаписи с восторженными аплодисментами и вариация невесть откуда (как и полагается) взявшегося балетного танцовщика, трико которого беспощадно обтягивает то, что, должно быть, сильно мешает ему танцевать. А также: выход на сцену пьяного солиста, выясняющего с бывшей женой отношения прямо во время спектакля и после смерти своего героя исполняющего эстетизированный храп; сцена побега любовников, в течение которой они никуда не бегут, но зато поют дуэт о том, что им нужно срочно бежать от погони (причем делают это лежа), пение по-русски с чудовищным акцентом якобы приглашенных из-за рубежа оперных звезд, замечательные цитаты и квазицитаты из хорошо известных опер, уникальные рифмы либретто уровня «плач/палач», курение и жевание жвачек солистами во время исполнения оперы и много чего еще, что просто надо увидеть собственными глазами и услышать собственными ушами для того, чтобы на редкость весело провести вечер.

Особое внимание нужно обратить на подзаголовок «Вампуки»: «опера, образцовая во всех отношениях». В связи с чем слушатель должен понимать, что бельканто он здесь не услышит, даже несмотря на то, что спектакль идет в Центре оперного пения Галины Вишневской.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
394
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
483
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
150
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
520

Другие новости