0
938
Газета Культура Интернет-версия

13.05.2005 00:00:00

Анкор, еще анкор!

Тэги: пасха, фестиваль, музыка, гергиев


Девятнадцать российских городов, включая Москву и Питер, стали причастными в нынешнем мае к Московскому Пасхальному фестивалю. Проект Валерия Гергиева, которого молва уже окрестила «худруком всея Руси», проходил в этом году в Пасхальную неделю в четвертый раз. Оркестр, хор и солисты Мариинского театра работали, кажется, круглосуточно. Но чтобы воплотить в жизнь столь глобальную идею на уровне, соответствующем ее масштабу – а программы концертов, как и города, в которых они проводились, менялись ежедневно, – нужны не только физическая выносливость и неправдоподобный профессионализм, необходимо, чтобы в сутках было по меньшей мере 48 часов. И того не хватит. И не хватило, судя по тому, в какой физической и музыкальной форме пришел к финалу фестиваля коллектив Мариинки.

Конечно, Пасхальный фестиваль – это еще и Звонильная неделя, в течение которой в храмах Москвы и других городов свое искусство демонстрировали лучшие звонари России, и фестиваль хоровых коллективов. Нынешний был отмечен ярким событием – выступлением юношеского хора «Мдзлевари», что в переводе с грузинского – «пение птиц». Название как нельзя лучше соответствует искусству грузинских певчих, очаровавших чистотой, яркостью и мягкостью тембров и подаривших радость от общения с традицией, которая продолжается в новых поколениях.

Но если говорить об академической составляющей фестиваля, то самым заметным событием здесь стало исполнение «Страстей по Иоанну» Баха, которые представили немецкие музыканты – Кельнский камерный хор, оркестр старинных инструментов Collegium Cartusianum под управлением Петера Нойманна и целый ряд солистов, из которых особенно хорош был в партии рассказчика-евангелиста тенор Маркус Брутчер. Основная же часть выступлений была осуществлена силами Мариинского театра. Валерий Гергиев решил на этот раз представить сразу несколько музыкальных линий, главными из которых стали цикл из нечетных бетховенских симфоний и симфоний и «Колоколов» Сергея Рахманинова. Мариинка привезла и показала на сцене Театра Российской армии постановку оперы Прокофьева «Война и мир» (в режиссерской версии Андрея Кончаловского 2000 года): правда, практически без декораций. Однако сценический минимализм, на мой взгляд, даже придавал спектаклю определенный шарм, акцентируя внимание на игре актеров, из коих пальму первенства держала Анна Нетребко: партия Наташи Ростовой – одна из самых убедительных ее работ.

Фестиваль, так получилось, был приурочен к 60-летию Победы, но Гергиев не ставил себе цели сконцентрироваться на соответствующей тематике, хотя и «обыграл» образ международного единства, собрав молодежный оркестр стран – участниц Второй мировой. Молодые музыканты сыграли на фестивале дважды: в Большом зале консерватории и, что характерно, на Поклонной горе. Исполненная в Большом зале «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича опять же отвечала военной теме – как известно, это сочинение звучало в блокадном Ленинграде. Но единство было продемонстрировано лишь чисто внешнее: и партитура сложна, и новому творческому организму необходимо время и многие часы репетиций, чтобы зазвучать.

Репетиций явно не хватало и Мариинке. Небрежность, с которой прозвучали многие произведения, не могла не огорчать: мы привыкли, что Мариинский коллектив – это залог качества, а качество получилось только на первых концертах, под конец же фестиваля неловко было становиться свидетелем неудач вконец измученных музыкантов.

Одним из самых обескураживающих стало выступление оркестра 10 мая в Большом зале консерватории при участии известного скрипача Николая Цнайдера, чье профессиональное реноме, как, собственно, и коллектива Мариинского театра, до сих пор вряд ли можно было подвергнуть сомнению. Однако музыканты вышли на сцену не в лучшей форме. Проблемы, возникшие при исполнении скрипичного концерта Брамса, сузились до таких в прямом смысле слова ученических, как поиск чистой интонации (которая так и не была найдена) и точек опоры для совместного музицирования. А в Седьмой симфонии Бетховена Гергиев был так эмоционален и напорист, что оркестр за ним не успевал. Части, казалось, шли в одном темпе: четыре разножанровых – не говоря уже об образности и смысле – раздела симфонии пролетели как один. Создавалось ощущение, что музыканты не очень хорошо представляют себе партитуру: все ансамблевые и сольные места игрались с налета, без продуманной фразировки, без вслушивания в партии партнеров, баланс в оркестре сильно хромал, медные духовые давали осечку за осечкой. К сожалению, это повторилось и на закрытии фестиваля – 11 мая в Доме музыки при исполнении Девятой симфонии Бетховена. Знаменитое «полетное» Скерцо хромало от неотточенного стаккато, медленная часть расползалась, контрастность, задуманная в ней Бетховеном, была смазана из-за неловко взятых темпов, а исполнение финала похоронило все надежды на то, что миллионы все-таки обнимутся: под крик солистов, хора и оркестра вряд ли это могло бы произойти.

Валерий Гергиев назвал нынешний Пасхальный «марафонной дистанцией». Однако в отличие от марафона смысл фестиваля не ограничивается только лишь преодолением расстояний и преград. Маэстро сослался на сбой в концертной жизни, происшедший при неудачной посадке оркестра в Ханты-Мансийске, когда коллектив потерял около 8 часов времени. Можно только посочувствовать музыкантам, которые, думаю, многое пережили за эти дни. И не их вина, что порой качество страдало. Гергиев сам признает, что коллективу бывает с ним трудно, так, может быть, стоит подумать и о людях? И о тех, которые приходят слушать, и о тех, с которыми работаешь. При попытке объять необъятное, пусть и успешной с внешней стороны, попытке везде успеть и всех удивить теряется то, ради чего, собственно, проект был задуман. Теряется его внутренняя наполненность. И несмотря на то, что на каждом концерте фестиваля были аншлаги, не стоит спешить с почиванием на лаврах и тешить себя самим фактом успешной продажи билетов. Репутация долго и упорно завоевывается и не пропадает за один неудачный концерт, но когда суета и гонка становятся принципом, это сложно не заметить. Не только профессионалам, но и той публике, которая пока верит, что Гергиев и Мариинка – это то, что стоит выбирать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2149
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4883
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2681
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3082

Другие новости