0
1126
Газета Культура Интернет-версия

31.05.2005 00:00:00

Домашние шалости

Тэги: виндзорские проказницы, спектакль, николаи


виндзорские проказницы, спектакль, николаи Алексею Мочалову, исполнявшему партию Фальстафа, пришлось петь из бельевой корзины.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Немецкий композитор первой половины XIX века Отто Николаи известен прежде всего тем, что в 1842 году основал Венские филармонические концерты. Именно ему мы обязаны существованием знаменитого Венского филармонического оркестра. Что же до творчества в области композиции, то за 39 лет своей жизни он успел создать ряд инструментальных и симфонических произведений и пять опер. Последняя, «Веселые кумушки из Виндзора», написанная на сюжет шекспировской комедии, сделала композитора популярным в один день. Правда, купаться в лучах славы ему не пришлось: через два месяца после премьеры он скоропостижно скончался от инсульта. Однако жизнь оперы продолжалась на сценах театров разных стран – Австрии, Швейцарии, Чехословакии, Швеции, Болгарии. Шла она и в России: в 1859 году состоялось первое исполнение, а в 1936-38 над осуществлением постановки работал Станиславский, но этот, последний оперный спектакль в своей жизни, режиссер завершить не успел.

Для Камерного музыкального театра Бориса Покровского «Виндзорские проказницы» Отто Николаи (а именно под таким названием идет спектакль) – экспортная работа, осуществленная по заказу немецких импресарио. Скорее всего неизвестный в России композитор вряд ли заинтересовал бы коллектив, если бы не перспектива играть спектакль за рубежом. Но благодаря заманчивому предложению в репертуаре театра появилась знаменитая история о похождениях Фальстафа, выполненная в жанре комической оперы и с весьма неплохой, хотя и не выдающейся музыкой, исполняющаяся на немецком языке (над сценой поместили табло с переводом).

Над постановкой вместе с Борисом Покровским работали еще два режиссера – Игорь Меркулов и Валерий Федоренко, сценографию осуществлял Виктор Вольский, костюмы придумывал Рафаил Вольский, а сцендвижением занималась балетмейстер Лилия Таланкина. Спектакль идет в одной декорации: удобно и малозатратно. Полукруг задника с аркой, разрисованный пестро в мелкий листочек (так и хочется вспомнить про «глазки да лапки») в неброских тонах, – это и есть вся декорация, в которой «прорублено» несколько потайных дверей, откуда, собственно, и выходят на сцену актеры. Антураж – в зависимости от сцены – может быть дополнен мини-баром и деревянными тумбами, похожими на внушительных размеров пеньки (сцена в таверне), экзотически – в стиле задника – расписанной скамьей и подвижными кустами (любовная сцена Фентона и Анны, которую из-за кустов, маневрируя по сцене вместе с живой изгородью, подслушивают соперники – претенденты на руку Анны Шперлих и Каюс) и деревом – остроумным дизайнерским экзерсисом – к нему привязывают несчастного набедокурившего Фальстафа (последняя сцена в Виндзорском лесу). Актеры, одетые с очаровательной вампучностью в стиле немецких бюргеров, в большинстве своем столь же очаровательно неловки в передвижениях по сцене и жестах. Особенно комичен балетно-хоровой квартет эльфов, томно закидывающих ручки и выставляющих ножки, обутые в белые теннисные тапочки. Эльфы появляются в последнем действии оперы, события которого разворачиваются в Виндзорском лесу. Туда приходит Анна на свидание со своим возлюбленным Фентоном: они решили тайно обвенчаться. Эльфы приносят Анне платье – костюм Титании. И когда, облаченная в тюль и с перьями в голове, она появляется на сцене, включается неоновый свет. Очевидно, чтобы добавить волшебства. И действительно, мы наблюдаем, каким дискотечным огнем сияет белая ткань не только в туалете Анны-Титании, но и на теннисках эльфов, стройные ножки которых, разумеется, под этим светом становятся негритянски смуглыми.

Партитура оперы дает исполнителям массу возможностей для самовыражения. Николаи чередует комические и лирические сцены и пишет для своих героев сложные, требующие владения бельканто и наличия большого диапазона партии. К тому же речитативы – неотъемлемая составляющая оперы – здесь в отличие от традиционной комической оперы не проговариваются, а поются. А это искусство не менее сложное, чем исполнение арии. Убедительнее всех в своей партии смотрится главный персонаж – Фальстаф в исполнении Алексея Мочалова (бас). И с вокальными сложностями он справляется – пусть не безупречно, но ловко (чего стоят только раскатисто звучащие низкие ноты и буффонные скороговорки), – и манеру передвижения, и походку он себе подыскал в меру комичную, и даже характерный смешок придумал. Две подружки – Флют и Райх в исполнении Татьяны Федотовой (сопрано) и Людмилы Геника (контральто), дурящие головы своим мужьям и наивному Фальстафу, – хороший актерский ансамбль, но не без вокальных огрехов, связанных большей частью с нечистым интонированием. Это, кстати, одна из главных проблем всей музыкальной линии спектакля: очень фальшиво звучит оркестр, возглавляемый маэстро Арой Маркосяном. Кроме того, маэстро временами забывает о пресловутом балансе между оркестром и солистами и, не выстраивая линий в аккомпанементе, выдает музыкальную кашу. А уж когда дело доходит до развеселых ансамблей, написанных композитором почти в стиле опереточного канкана, разобрать, где поют, а где играют, почти невозможно: «урезывает» маэстро канкан, как тот самый марш.

В целом же спектакль смотрится вполне мило, по-домашнему. Он как будто сделан для себя и для своих. И даже нелепости и неловкости, на которые все время натыкается глаз и слух, не раздражают, но забавляют. Думаю, все дело в увлеченности, с которой разыгрывают роли исполнители, как дети, с головой ушедшие в игру, правила которой они воспринимают всерьез.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
285
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
343
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
108
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
378

Другие новости