0
890
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2005 00:00:00

Предчувствие космоса обмануло

Евгения Леонова

Об авторе: Евгения Леонова - кинокритик, член Союза кинематографистов РФ.

Тэги: кинотавр, кино, фестиваль


кинотавр, кино, фестиваль Ведущая церемонии открытия «Кинотавра» Тина Канделаки умудрилась перепутать имена режиссеров и актеров.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

По словам нового руководства «Кинотавра», фестиваль меняет облик с «курортного» на «деловой». Одними из первых изменения коснулись «визитной карточки» фестиваля – дизайна призов. Для разработки нового концептуального дизайна не хватило времени, поэтому в этом году решили ограничиться промежуточным вариантом. Автором идеи временного облика наград стал директор фестиваля Кирилл Лыско. В этом году вместо Золотой розы главный победитель получит, как сказал директор, «столб из малахита», верхушку которого украсит ромбик с логотипом «Кинотавра». «Новый приз должен состоять из простых геометрических форм, хорошо сочетающихся между собой, – сказал Лыско в одном из интервью. – Наш приз должен быть достаточно строгим, демонстрируя, что мы относимся к этому событию серьезно».

Фестиваль пытается не только награждать победителей солидными «столбами», не только демонстрировать российское кино согражданам и иностранным продюсерам и отборщикам, но и как можно больше показываемое кино обсуждать. Увеличилось число тематических круглых столов. Помимо ежедневных пресс-конференций появилось новое «разговорное» мероприятие – «Киноринг», где критики и журналисты могут задать вопросы авторам фильмов и высказывать свое мнение. Такая демократическая манера «пресс-конференций» ранее существовала только на фестивале кино стран Балтии и СНГ, анапском «Киношоке». «Мы очень нуждаемся в конструктивном диалоге с профессионалами, но, к сожалению, такие обсуждения – редкость», – жалуются авторы фильмов. Правда, как правило, идут на конструктивный диалог только тогда, когда оценки совпадают с их собственным воззрением на свою работу или слышится вожделенный вопрос: «Как вам удалось снять такое гениальное кино?».

Деловой стиль – это не только строгая упаковка, но и добротное содержание. Однако стать по-настоящему деловым «Кинотавру» мешают, как всегда, не очень удачные сценарии торжественных церемоний и качество российского кино. Когда «Кинотавр» перешел в ведение телеканала СТС, многие режиссеры и сценаристы воспряли духом и предались мечтам продаться телевидению. «Новое руководство «Кинотавра» позиционирует фестиваль как возможность засветиться в эфире, а для нас это очень важно», – говорит Хусейн Эркенов, участник конкурсной программы. В начале 90-х Эркенов неплохо начинал, сделав «Сто дней до приказа» и «Холод», но потом долго находился в простое и, видимо, забыл, как снимают кино. Его новый фильм – «Я тебя обожаю» – антология сценарных и режиссерских дефектов, свойственных, увы, не только этому кинематографисту. Подавляющее большинство авторов совершенно не умеют рассказывать простые истории, не говоря уже о более развернутых сюжетах с изрядным числом персонажей. Если у главного героя родственников больше, чем один-два, начинается путаница в возрасте, родственных связях и даже порой в именах, сюжетные линии сбиваются и обрываются, а мотивировки поступков действующих лиц либо слишком запутанны, либо противоречивы, либо просто никуда не годятся. Поэтому изначально трогательная ретроистория Эркенова о том, как сыновья поссорились, а потом помирились с мамой, превращается в поделку, где скучно говорят, исполняют песни только целиком, где ненужные персонажи один за другим выдворяются из действия с помощью летального исхода, а ретрофактуры 60-х присутствуют рядом с фактурами 70-х, 80-х и 90-х годов. В той или иной мере сказанное относится и к другим конкурсантам, показавшим свое кино в первые дни «Кинотавра» – Светлане Проскуриной и Илье Хржановскому. Их картины «Удаленный доступ» и «4» интересно задуманы, но страдают от отсутствия четкости мысли и профессионализма. Если такие милые огрехи еще как-то проходят по ведомству «авторских» фильмов, то для массового кино и телесериалов абсолютно недопустимы. Что касается церемоний, они всегда оставляли желать лучшего. В этом году одна из ведущих церемонии «Звездная дорожка» Тина Канделаки продемонстрировала полное незнание, кто есть кто в российском кино, зато хорошо ориентировалась в медийных персонажах и актерах телесериалов, а подобное «перетягивание одеяла», конечно же, снижает статус фестиваля кино.

К сожалению, пока не все ожидания нового руководства оправдываются. Несмотря на неоднократные заявления о том, что Московский кинофестиваль больше не будет ставить Сочинскому фестивалю палки в колеса, фильма «Предчувствие космоса», заявленного в конкурс «Кинотавра», в Сочи все-таки не будет. Режиссер Алексей Учитель, он же продюсер ленты, отдал фильм Московскому фестивалю. Напряженные отношения, возникшие два года назад между режиссером и ММКФ в связи с нелицеприятным отзывом отборщиков фестиваля в адрес «Прогулки», Учителю не помешали. Не исключено, что победителем ММКФ в очередной раз станет российское кино.

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
870
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
467
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
474
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
426