0
821
Газета Культура Интернет-версия

01.07.2005 00:00:00

Не изобретать велосипед

Тэги: музыка, орекестр, темирканов


музыка, орекестр, темирканов У Юрия Темирканова с координацией движений все в порядке.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

-Юрий Хатуевич, у вас нет ощущения, что музыкальный рынок перенасыщен исполнителями?

– Нет, ну что вы. К сожалению, музыка сейчас оказалась униженной. В отличие от того положения, в котором она находилась, скажем, лет 30-40 назад. Эта ситуация распространена во всем мире, но в России, конечно, это очевиднее. Если раньше к артисту относились с почтением, он занимал видное положение в обществе, то сейчас у него репутация тунеядца. Поэтому никто из нормальных родителей не отдает своих детей в музыку. В результате учатся музыке кто попало, иногда даже занимаются музыкой от безысходности, чтобы просто чем-то заняться. А таланты настоящие, которые неизбежно рождаются, уезжают в другие страны, где их не так обижает жизнь. И судить их за это нельзя. Ведь бог его знает, что молодой музыкант должен будет делать, чтобы прожить здесь, в этой стране. Раньше уезжавших отсюда называли «предателями Родины». Сейчас, к счастью, таких глупостей не говорят, но за Отчизну обидно.

– Каково, по-вашему, новое поколение музыкантов?

– В большинстве своем – за редким исключением – это выдрессированные технари. Они соревнуются друг с другом, кто быстрее сыграет тот или иной концерт. И когда среди молодежи удается услышать действительно одаренного человека, которого правильно учили музыке и в котором воспитали правильное отношение к музыке, остальных становится очень жалко. Потому что их не научили. Они, бедные, не знают, что такое музыка. Виртуозное исполнение пьесы для них является смыслом. А это ужасно.

– Вы действительно уверены в том, что можно научить – именно научить – чувствовать музыку?

– Конечно, нет. Можно научить не изобретать велосипед. Для этого надо поставить талант на правильную дорогу. Любой талант может заблудиться, пойти не в ту сторону.

– А правильное отношение к музыке в чем заключено?

– В том, что учить нужно не только технологии, хотя неизбежно с этого начинается всякий процесс обучения. Почему дети, занимающиеся музыкой, вызывают огромное сочувствие? Потому что они должны все время заниматься еще не музыкой, а именно технологией – тем, что на начальном этапе не приносит никакой радости. И если они этот период с огромным трудом проходят, то дальше их уже начинают учить тому, что, собственно, музыка означает. Что значат ноты.

– А что значат ноты?

– Ноты – это зашифрованная мысль души композитора. Если их просто правильно сыграть, они не будут означать ни-че-го. А как понять, какой шифр композитор прислал мне? Где к нему ключ? Музыкант должен проводить расследование, как комиссар Мегрэ. Ведь сыщик видит факт преступления, а я открываю ноты – и вижу результат. И мне нужно, как и сыщику, посредством дешифровки пробраться к началу – к тем чувствам, которые вызвали в душе и в сердце композитора эту музыку. Чем я ближе продвинусь к пониманию того, что он чувствовал, тем я одареннее. Но бессмысленно надеяться на то, что мы доберемся до конца.

А потом наступает другой этап: вот эти чувства, которые ты узнал, надо рассказать, дать почувствовать другому. И не испортить ни слов этой песни, ни саму песню. Это невероятно сложно. И о тех, кому это удается, говорят: «Бог отметил». Вот, к примеру, проповедник в церкви не говорит о своих ощущениях – он просто передает слова Библии. Но в одну церковь все ходят послушать батюшку, а в другую – нет. Потому что не интересно. Так и в музыке.

– У вас у самого был педагогический опыт, когда вы взяли класс вашего покойного учителя Ильи Александровича Мусина. Правда, опыт этот был недолгим по понятным причинам: педагогика отнимает много времени и сил┘

– Кроме того, что это отнимает много сил, я очень сержусь, когда люди не могут сделать очень простые вещи. Подчас элементарные. Очень сержусь. Но никогда этого не показываю.

– Но ведь не все равно талантливы.

– Талант – это такое растяжимое понятие! Особенно – в профессии дирижера. Дирижер должен быть не только музыкантом – хорошо слышать и много знать о музыке. Много читать, уметь общаться с людьми┘ Если у музыканта мануал плохой – ведь бывает от природы неважная координация у человека – тогда половина оркестра в одну сторону движется, а другая их догоняет. Чаще всего в том, что оркестр играет плохо, виноват дирижер.

– Разве не бывает, что музыканты портят картину? Некоторые – по неумению, другие – из вредности.

– Из вредности – очень редко случается. Есть масса других способов отомстить дирижеру.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
339
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
402
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
129
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
439

Другие новости