0
902
Газета Культура Интернет-версия

23.08.2005 00:00:00

Легализация положительных эмоций

Тэги: джаз, фестиваль


джаз, фестиваль Французский трубач Мишель Марр уверен: любовь – это джаз, а джаз – это любовь.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

В течение трех дней – а именно столько длится фестиваль – к открытой площадке сада, кажется, стекается десятка полтора тысяч человек. Организованный перед сценой партер оказывается занятым до последнего стула еще до начала концертной программы, а продолжается она по пять-шесть часов к ряду. Все остальное пространство сада также не пустует: слушатели готовы много часов стоять на одном месте или, заранее прихватив с собой коврики и пледы, восседать прямо на траве. Охватив взглядом аудиторию, понимаешь, что сюда приходят люди всех возрастов и социальных категорий, многие – семьями, с совсем маленькими детьми, и забавно наблюдать, как правнуки тех, кто отстаивал свое «право на джаз» полвека назад, делают под эту музыку свои первые шаги.

Фестивальная программа всегда составлена с учетом пропорции между нашими и зарубежными музыкантами. И если раньше в списках фестиваля контраст между «родным» и постсоветским джазом порой резал слух, то сегодня американские и европейские хэд-лайнеры выходят на сцену вместе с нашими ритм-секциями, и играют эти интернациональные составы так, как будто всю жизнь играли вместе. Новое поколение наших джазменов за последние несколько лет в буквальном смысле встало на ноги: многие успели поучиться за рубежом, поездить по международным фестивалям, поиграть с носителями традиций – одним словом, окунуться в среду и почувствовать в ней себя своим от волос до пят.

Еще одна характерная черта фестиваля – это его многоязыкость. Здесь проходит словно бы парад джазовых стилей – от диксиленда до этноджаза, от мейнстрима до новой импровизационной музыки. И в этом смысле фестиваль еще и невероятно познавателен: он не только созвучен пристрастиям многих, но, присутствуя здесь, ты можешь действительно окунуться в невероятно многообразную палитру джаза и найти в ней при желании то, что отвечает именно твоим душевным запросам. Хочется танцев и ностальгии по несколько неловким подражаниям раннему джазу – эти запросы обеспечил «Уральский Диксиленд»; желаете чего-то нового и молодежного – Феликс Лахути с пятиструнной электроскрипкой в руках попытался обозначить границы своей территории, запатентованной в названии его группы «Фанки-Лэнд»; сердце жаждет песни – барабанщик Олег Бутман привез на фестиваль блистательную носительницу традиций и просто красивую женщину Синтию Скотт, чей мощный, сочный и «родной» голос (который в свое время заприметил Рэй Чарльз, выпустивший ее на большую сцену) заставил не одно сердце забиться чаще. Среди ярких участников нынешнего фестиваля были братья Александр и Дмитрий Бриль (саксофоны), пригласившие в свой ансамбль турецкого пианиста Кента Мете, превосходно свингующий «Академик-бэнд», молодые участники которого получают школу джазового мастерства у мэтра Анатолия Кролла, феерический дуэт двух клавишников – аккордеониста Владимира Данилина и пианиста Якова Окуня, который выступил на фестивале еще и с хэд-лайнером последнего дня, американским саксофонистом и флейтистом Джеймсом Сполдингом.

Жаль, но одна фестивальная нота оказалась недопетой. В этом году после многолетнего отсутствия в России в Москву должен был приехать живущий ныне в Германии тенор-саксофонист Александр Пищиков. В 60-е он был одним из самых мощных, интересных, авангардно мыслящих музыкантов, самобытно и самозабвенно продолжавших открытую Джоном Колтрейном новую тогда волну «ладового джаза». К несчастью, накануне фестиваля он заболел, и организаторам пришлось срочно искать замену в пару к французскому трубачу Мишелю Марру, с которым было намечено выступление Александра Пищикова. В итоге Марр играл с интересным музыкантом новой генерации, тенор-саксофонистом Олегом Грымовым. Блестящий трубач, умеющий равно здорово импровизировать как в традиционном, так и в авангардном стиле, Марр решил на фестивале обойтись без особых экспериментов и, хотя порой и выводил своих партнеров по квинтету на жесткий, «рваный» стиль, все-таки в точке золотого сечения своей программы обозначил лирическую кульминацию, исполнив знаменитый стандарт «Ты не знаешь, что такое любовь». Когда отзвучала последняя нота, Марр обратился к публике со словами: «Теперь вы знаете, что это такое». Разумеется, в этом пространстве любовью был и остается джаз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
386
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
417
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
265
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
172

Другие новости