0
1048
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2006 00:00:00

Гендель жив!

Роман Берченко

Об авторе: Роман Берченко - музыковед, кандидат искусствоведения.

Тэги: геттинген, гендель, музыка, фестиваль


Ежегодно в Германии проходят десятки музыкальных фестивалей, однако далеко не все они могут похвастаться ярко индивидуальным, непохожим на другие форумы обликом и столь высоким художественным уровнем, как Международный фестиваль Генделя в Геттингене.

Общеизвестно: фестивали музыки великих композиторов проходят, как правило, на их родине либо там, где они провели значительную часть творческой жизни (что, в свою очередь, привлекает туристов, которые и составляют большую часть зрителей). Хрестоматийные примеры – Баховский фестиваль в Лейпциге, Генделевский фестиваль в Халле, Моцартовский форум в Зальцбурге. Фестиваль в Геттингене – явное исключение, поскольку Гендель никогда не жил в этом городе. Чем же объясняется многолетний успех фестиваля в небольшом университетском городке, расположенном в стороне от популярных туристических маршрутов?

Прежде всего – энтузиазмом его жителей, их преданностью музыке гениального соотечественника. 75 лет назад, в марте 1931 г., в Геттингене было основано Генделевское общество, однако еще раньше, в 1920-х гг., именно здесь впервые после смерти композитора вновь прозвучали его оперы (в частности, «Роделинда» под управлением Оскара Хагена; «Юлий Цезарь», «Ксеркс», «Радамисто» и другие шедевры). В эти годы закладываются традиции Геттингенского фестиваля, получившего тогда свое второе название: «Возрождение Генделя».

В послевоенные годы художественными руководителями форума были такие выдающиеся дирижеры, как Фриц Леман, Гюнтер Вайсенборн, Джон Элиот Гардинер. Геттингенская публика слышала множество звезд мирового уровня: Дитриха Фишера-Дискау и Франса Брюггена, Германа Прея и Барбару Шлик, Тревора Пиннока и Рене Якобса, Мстислава Ростроповича и Гидона Кремера.

Нынешний директор фестиваля профессор Ханс-Людвиг Шрайбер – один из крупнейших немецких юристов последних десятилетий, бывший ректор Геттингенского университета и в то же время фанатичный поклонник творчества Генделя, его истинный знаток и ценитель. Именно доктор Шрайбер планирует стратегию форума на годы вперед; благодаря его авторитету фестиваль получает солидные спонсорские вложения; наконец, именно Шрайберу не смеют отказать планетарные звезды музыкального небосклона, год за годом приезжающие в Геттинген.

Нынешний фестиваль, проходивший в год 250-летнего моцартовского юбилея, носил подзаголовок: «Гендель в зеркале Моцарта». Его канву составили две генделевские оратории в моцартовской обработке, исполненные несколько раз – «Мессия» и «Празднество Александра». Первой из них неизменно дирижировал Николас Макгиген, второй – Рене Якобс. Две эти удивительные личности своеобразно оттеняли друг друга на сцене геттингенского Штадхалле и других площадках фестиваля – если Якобсу свойственна прежде всего ювелирная проработка деталей и безукоризненный баланс всех компонентов, то неистовый темперамент Макгигена побуждает его создавать масштабные полотна, искать и находить парадоксальные творческие решения, интерпретировать даже хрестоматийные сочинения на редкость раскованно и свежо, ниспровергая расхожие штампы.

Еще одним важнейшим событием форума стала новая постановка оперы Генделя «Поро, царь Индии», с блеском осуществленная дирижером Конрадом Юнгхенелем, режиссером Игорем Фолвиллем и художником Манфредом Кадерком. Ядро оркестра, участвовавшего в оперных представлениях, составил знаменитый коллектив Берлинской академии старинной музыки. Кроме того, на нынешнем фестивале публике впервые был представлен специально созданный новый фестивальный оркестр с участием лучших исполнителей музыки барокко из многих стран – Италии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, США и других. Этот оркестр ярко заявил о себе в «Мессии», в Гала-концерте, кульминацией которого стало ошеломляющее исполнение «Военной симфонии» Гайдна, а также в грандиозной до-минорной мессе Моцарта.

Вокруг перечисленных главных событий строилась разнообразная как в жанровом, так и в стилистическом отношении программа фестиваля, включавшая в себя помимо авторов, перечисленных выше, произведения Перселла и Дауленда, Скарлатти и Корелли, Баха и его сыновей, Брамса и Регера, Пуленка и Стравинского, Бернстайна и Лигети, джаз и концерты для детей, богослужения в старинных соборах Геттингена, концерты-выезды в близлежащие города и замки, органные, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, лекции-преамбулы на нескольких языках, научный симпозиум. Неизменными всегда оставались только очень высокий музыкальный уровень, энтузиазм и восторг публики, заполненные до отказа залы и многочисленные бисы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
601
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
698
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
373
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
252

Другие новости