0
679
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2006 00:00:00

Шлягеры на грани

Роман Берченко

Об авторе: Роман Берченко - музыкальный критик, сотрудник НИИ искусствознания.

Тэги: найман, гринуэй


Знаменитый английский композитор, дирижер и пианист Майкл Найман снова в Москве со своим оркестром, названным скромно и со вкусом – «Michael Nyman Band». Столичной публике предлагается шоу для избранных, в чем убеждает цена билетов, приближающаяся в партере к среднемесячной зарплате, и почти пустой верхний ярус Московского дома музыки. Энтузиастов, похоже, не смущает ни то, ни другое: это же не какая-нибудь попса, а элитарный концерт одного из самых модных ныне композиторов.

Все прекрасно. Вот только музыка┘

Как сообщают справочники, Найман – автор целого ряда концертов, струнных квартетов, опер, балетов, песен, камерно-инструментальных пьес, музыки к показам мод и даже компьютерным играм. Однако из всего этого многообразия британский мэтр опять, как и 4 года назад, исполняет самые известные, «проверенные» опусы – музыку из нашумевшего фильма «Пианино», а также саундтреки к фильмам Питера Гринуэя, затасканные масс-медиа по поводу и без. Кто не доверяет московской публике, кто считает, что она не способна воспринять ничего другого, кроме «раскрученных» и навязших в зубах хитов?

Киномузыка Наймана – бесспорно, явление современной культуры. Она тонко балансирует на грани стилей и эпох – от Средневековья до авангарда; в меру пародийна и иронична, мастерски аранжирована, безукоризненно драматургически выстроена: ее отличает внутренняя конфликтность, а главное – особый «нерв». Видимо, именно этот талант Наймана – раз за разом безошибочно рождать подобные формулы и «выращивать» из них музыки-пульсации, цементирующие изображение от отдельных кадров до фильма целиком – привязал к нему великого мастера эксперимента и эпатажа Гринуэя почти на два десятилетия. Образы Гринуэя витают в зрительном зале на концертах Наймана, управляя сознанием и подсознанием слушателей – ведь его опусы являются пусть и выдающимися, но все же типичными образцами прикладной музыки, построенной главным образом на визуальных, жанровых, стилистических и иных ассоциациях. Исполнение этих сочинений в отрыве от естественной «среды обитания» – кинематографа – вероятно, дает возможность публике услышать их по-новому, открыть то, что раньше ускользало от слуха. Но взамен у музыки безжалостно отбирается, быть может, главное ее достоинство – биологическая связь с породившим ее киномиром, ее важнейшая роль в целостном организме под названием «фильм». И тогда начинаешь обращать внимание на некоторое однообразие музыкальных приемов, на длинноты и монотонию, на несбалансированность оркестра. Начинаешь скучать и ворчать┘ Так почему же публика провожает Наймана и его музыкантов овациями, вымогая бис за бисом? Ответ прост. Картины Гринуэя с музыкой Наймана для большинства из тех, кто пришел в зал – один из символов конца 80-х с пьяным чувством свободы, надеждами и иллюзиями. Узнавая фильмы по первым тактам музыки, мы ностальгируем по ушедшей молодости, благодарные тому, кто напомнил нам счастливые мгновения нашей жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
703
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
823
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
414
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
286

Другие новости