0
800
Газета Культура Интернет-версия

28.05.2007 00:00:00

«R@port»: фестиваль польской драматургии

Тэги: польша, фестиваль, театр


В 1974 году портово-курортная Гдыня стала столицей польского кино. Со здешнего фестиваля стартовали фильмы Вайды, Кесьлевского, Занусси. Станет ли Гдыня столицей польской драмы? Посвященный ей фестиваль в этом году прошел во второй раз.

В Гдыне есть трогательный памятник. Витиевато извиваясь, застыла в воздухе жестяная кинопленка. В ее титрах – награжденные фильмы. 70-е годы видели, однако, взлет не только кино, но и драматургии, и на памятнике драме должно было бы появиться имя Тадеуша Ружевича. Он и был в этом году избран патроном фестиваля. Ружевич – лакмусовая бумажка для сегодняшней драматургии.

Взять «Коронацию» М.Модзелевского (Лаборатория драмы, Варшава, реж. Л.Кос). Амбиция автора – театрально подать бездейственного героя. И вот на огромной кровати рядом с ним и его любовницей появляется «третий лишний» – подозрительного вида «король». Он озвучивает все то, что безвольный и от всех зависимый Мачек не решается выговорить. Действие топчется вокруг кровати, обозначая главную проблему «среднего возраста»: у героя не идет секс женой, а с любовницей – еще как. Некое разнообразие вносит факт, что Мачек – врач, так что на ложе подчас оказываются люди, которым он оказывает медпомощь. Сравнение с шедевром Ружевича – «Картотекой» – оказывается не в пользу. Вроде и там кровать, вроде и там «кризис среднего возраста», вроде и там – будни бездейственного героя. Кровать Ружевича, однако, не была кроватью плоской. Она была кроватью неэвклидовой.

При этом мэтр никогда не чурался тем, связанных с интимностью. Режиссер Казимеж Кутц рассказывает, что Тадеуш Ружевич – однолюб и образцовый семьянин – часто бежал из театра за книжкой, чтобы удостовериться, что он действительно «сам все это написал». Похоже, что во времена тоталитаризма Ружевичу больше приходилось бороться с самоцензурой, чем с цензурой.

Но и сегодня на этом фронте – без перемен. Хоть цензура и отсутствует, однако затрагивание определенных тем в сегодняшней Польше является знаком гражданской, а не только художественной смелости. Гомосексуализм в этом смысле – на первом месте. «Гомоэротические поцелуи и объятия, мужская нагота, вводящая в транс музыка, полнокровные сцены и слова – в «Сожжении матери» есть все, что должно быть в действительно современной польской пьесе», – написала местная газета о спектакле гданьского театра «Выбжеже». И хоть звучит как преувеличение, а может, и как насмешка, похоже на правду. Только вряд ли все это содержится в самой пьесе; пьеса Павла Салы кажется как раз недописанной, как если бы автор стремился ограничиться проблемами сугубо социальными: союз двух геев распадается, поскольку социальные нормы требуют от одного из них, банковского служащего, вступления в гетеросексуальный брак. Эмоциональный пробел отчасти был восполнен чуткой режиссурой Михала Котаньского, отчасти – самим драматургом, наполнившим своим личным опытом историю героя, теряющего мать.

Варшава–Гдыня


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
996
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
742
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1112
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
639