0
1140
Газета Культура Интернет-версия

03.07.2007 00:00:00

Мы с тобой два дерева у одной реки

Тэги: вертер, опера, вена


«Вертер» в Венской опере показал: настоящее искусство не умещается в рамках законов логики.

Опера Жюля Массне «Вертер» по классическому произведению Гёте многим казалась несвоевременной уже в момент ее создания. В самом деле, после масштабных полотен Верди и Вагнера подчеркнуто скромная и интимная история несчастной любви и любовного треугольника на пороге ХХ века воспринималась как анахронизм, нечто малозначительное и чужеродное. Что уж говорить о нашем времени, на котором лежит печать потрясений, пережитых миром в течение предыдущего столетия? По всем канонам эта опера должна быть забыта и сдана в архив. Однако стоит побывать на спектакле Венской государственной оперы, увидеть лица зрителей и послушать абсолютную тишину, которая воцаряется в зале в паузах, чтобы убедиться: подлинное искусство не укладывается в прокрустово ложе искусствоведческих концепций.

На сцене – два сплетенных дерева с причудливо изогнутыми ветвями. Они и есть единственная декорация (художник Петер Пабст), которая трансформируется то в квартиру, то в садовую беседку. В финале мы понимаем, что переплетение деревьев еще и символизирует трагические, изломанные судьбы героев – смертельно раненный Вертер просит Шарлотту похоронить его за оградой кладбища, под одиноким старым деревом. Кроме того, деревья подчеркивают движение времени и сюжета – по мере того, как их зеленые листья желтеют и опадают, а ветви покрываются снегом (ювелирная работа сценографа и постановщика света), эмоциональная атмосфера сгущается, а действие неотвратимо катится к трагической развязке.

Главные и почти единственные роли в «Вертере» исполняют Нейл Шихов и Веселина Казарова, ведущие солисты Венской оперы. Но если Шихов – артист-легенда, долгие годы играющий на венской сцене, то Казарова, достигшая мировой славы в последнее время, уходила из театра и вернулась специально для того, чтобы петь Шарлотту. Она проявляет не только безупречное вокальное мастерство (об этом излишне упоминать), но и выдающийся актерский дар, нередко переигрывая своего прославленного партнера в парных сценах за счет искренности и погруженности в происходящее. В этом огромная заслуга режиссера Андрея Шербана, чья режиссура почти незаметна внешне и в то же время явственно ощущается в каждой мизансцене, проработанной до мелочей. Кроме того, постановщик наделен редким в нынешнем музыкальном театре талантом создавать на сцене неповторимую атмосферу, не иллюстрирующую эмоциональность музыки, а дополняющую ее, существующую с ней в контрапункте, а то и в конфликте. Это особенно важно именно для «Вертера», где – будем откровенны – музыка моментами кажется сладковатой. Лаконичная и лишенная сентиментальности режиссура Шербана это ощущение преодолевает.

Молодой итальянский дирижер Марко Армильято, в отличие от своего более маститого коллеги и соотечественника Даниэля Гатти, вовсе не стремится приковать к себе внимание публики. Напоминая внешним обликом, пластикой и темпераментом ушедшего Евгения Колобова, он предельно тактично аккомпанирует двум звездам, не «растекаясь» и не увязая в мелочах.

Вена–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
362
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
384
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
248
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
163

Другие новости