0
1185
Газета Культура Интернет-версия

15.10.2007 00:00:00

Взломы и проникновения

Тэги: фестиваль, кино, великобритания


В программе восьмого по счету фестиваля британского кино было представлено уже 14 картин, и это впечатляет – хотя почти половина из этих четырнадцати хорошо нам известны.

Вопрос, что такое британское кино, остается открытым. Все здесь немного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Пугающая ментальная близость с Голливудом – вещь, судя по всему, не такая уж и страшная. В конце концов эта близость избавляет от соблазна копировать американские образцы – английские сценаристы точно знают, куда нести свои сценарии картин об Армагеддонах и Апокалипсисах. Английское кино как будто привито от американского вируса – островной кинематограф счастливо процветает в своей резервации. Конечно, эта ситуация уникальна.

Невозможно представить, что режиссер картины «Красная улица» Андреа Арнольд получала премию «Оскар» за свои короткометражные ленты. «Красная улица» – это очень современное фестивальное европейское интернациональное кино, сделанное в догматической стилистике. Уровень приближения – максимальный. В кадре – только она. Она случайно встречает одного человека. Знакомится с ним. Занимается сексом. Он когда-то случайно сбил на машине ее мужа и маленького ребенка. Грамотная, но удручающе стильная работа Арнольд получила Гран-при на одном из последних каннских фестивалей.

На другом полюсе оказался фильм заслуженного Энтони Мингеллы – создателя «Английского пациента» и «Талантливого мистера Рипли» – «Взлом и проникновения» (у нас на DVD – «Вторжение») с участием Жюльетт Бинош и Джуда Лоу. Эта удивительная по своей лживости картина сделана с континентальным апломбом. Офис преуспевающего архитектора (Джуд Лоу) дважды обворован. Сам архитектор выслеживает воришку – им оказывается шестнадцатилетний балканский беженец. Герой Джуда Лоу немедленно влюбляется в его мать – Жюльетт Бинош, швею. Жену он тоже любит, но в последнее время их отношения напоминают отношения персонажей из картин Ингмара Бергмана. Сложная и запутанная ситуация благодаря мужеству героя разрешается самым счастливым образом – благодарная героиня Бинош увозит сына домой в Боснию, а почти развалившиеся супружеские отношения обретают прежнюю силу. Это попурри из популярных мотивов европейского кино демонстрирует наивный английский эскапизм в духе «полюби гастарбайтера, и при ближайшем рассмотрении ты узнаешь в нем человека».

Проблема эмигрантов, которая так живо разрешается в фильме Мингеллы, обострилась в восьмидесятые. Эта Англия увидена глазами двенадцатилетнего мальчика, отец которого только что погиб на абсурдной Фолклендской войне. Экономический кризис времен «Железной Мэгги» как реакцию на безработицу порождает новую напасть – английских националистов в фильме Шейна Мэдоуза «Это – Англия». Извечная проблема картин на такие скользкие темы – привлекательность зла. Крутые лысые парни в униформе стильных английских подонков, обильный fock на фирменном кокни – это круто у Гая Ричи. Но Шейн Мэдоуз снимает другое кино. На глазах у двенадцатилетнего мальчика его взрослый приятель, только что вернувшийся из тюрьмы, забивает чернокожего подростка – ни за что. Для двенадцатилетнего Шона с этой секунды все становится на свои места, а для здоровенных дядек с бритыми черепами и жуткими «Мартинсами» на копытах все только начинается. Такой Шейн Мэдоуз запомнил благополучную Англию своего детства. Такой, какую можно увидеть в фильмах Кена Лоуча.

К сожалению, на фестивале не нашлось места ни для одной из картин великого Кена Лоуча – и это странно. Представить себе современное британское кино без Мингеллы можно, а вот без Лоуча картина будет неполноценной. Как, пожалуй, будет неполноценной и без Майка Ли и его последней на сегодняшний день картины «Вера Дрейк». Выдающаяся работа Майка Ли искусно растворена в невероятной мощи актерском перформансе Имельды Стаутон. Майк Ли, конечно, гений, но и английское кино всегда было славно актерскими традициями. Показанная в рамках фестиваля «Королева» Стивена Фрирза лишний раз напоминает об этом. Как и бесподобный бенефис Питера О’Тула в «Венере». В исполнении О’Тула престарелый актер, на излете жизни влюбившийся в молодую девушку, прекрасен. «Разумеется, я импотент, моя дорогая» – но это не мешает герою О’Тула как подростку добиваться от нее простого прикосновения, раздевать ее взглядом и тайком, по-мальчишески, за ней подглядывать. Такие картины с печатью гениальности – фирменный знак английского кино. У них есть одно общее качество – «английскость».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
847
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
756
Пять книг недели

Пять книг недели

0
414
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
697