0
1108
Газета Культура Интернет-версия

02.04.2009 00:00:00

Не потерять энергию жизни

Тэги: премия, европа, театр


премия, европа, театр Победитель Люпа.
Фото ИТАР-ТАСС

Тринадцатая церемония вручения премии «Европа – театру», которая стала одной из самых престижных в европейском сообществе, на этот раз проходит в Польше, в одном из самых значимых центров на театральной карте ХХ века. Собственно само мероприятие открылось 31 марта. Вручение премий – кульминация и итог, а до того – проходят мастер-классы и спектакли.

Город Вроцлав выбран комитетом премии прежде всего потому, что главная награда справедливо будет вручена выдающемуся режиссеру Кристиану Люпе, связанному с этим городом пусть и не в той мере, как с Краковом и Варшавой, но работавшему здесь. Если спектакли его великого предшественника, который отдал часть жизни театру во Вроцлаве, Ежи Гротовского, никогда не видели в России, равно как и его оппонента Кантора, то спектакли Люпы не раз привозились к нам. И что не менее важно – Люпа совсем недавно поставил в Санкт-Петербурге «Чайку» с актерами Александринского театра (этот спектакль номинирован в этом году на «Золотую маску», а сам Люпа – претендует на «Маску» как лучший режиссер).

До того как получить премию «Европа – театру», Центр им. Вс.Мейерхольда, возглавляемый Валерием Фокиным, вручил Люпе премию имени нашего великого реформатора. И дело совсем не в том, чтобы найти поводы к соревнованию с Европой, а напротив – осознать, что той изоляции, в которой мы жили еще 20 лет назад, уже нет. Критерии Запада и Востока совпадают, когда в права вступает подлинная культура. Люпу будут чествовать 6 апреля. Перед тем состоятся симпозиумы, посвященные его творчеству, в которых с докладами выступят ведущие польские критики, в программе также объявлена встреча с режиссером. Таков формат мероприятий премии «Европа – театру». Публичность мысли и приглашение к совместному размышлению – в своем роде негласное установление, повторяемое из года в год устроителями. В Турине, когда вручали премию Гарольду Пинтеру, и это было последнее публичное выступление драматурга, английский критик Майкл Биллингтон представлял свою книгу о Пинтере, в этот раз состоится презентация книги «Люпа/Театр», написанной Кшиштофом Белинским. Но в театре учеными дискуссиями сыт не будешь. Будут показаны спектакли Люпы «Президентши» по пьесе Вернера Шваба, «Фабрика-2 – коллективная инсталляция, вдохновленная работами Энди Уорхола».

Престижность премии подтверждается и внушительным финансовым поощрением:

60 тыс. евро получает главный победитель. Случалось, что такие деньги не становились стимулом, чтобы приехать и принять участие в церемонии, а по условиям премии физическое присутствие обязательно. Немецкий режиссер Петер Цадек стал возмутителем спокойствия. В Салоники в тот год приехали актеры, показали поставленный им спектакль «Пер Гюнт». Однако торжества не только не случилось, казалось даже, что из германского далека Цадек еще и ехидно срежиссировал провокацию к провалу церемонии. Зачитывались письма, протесты, заявления. Актеры, ожидавшие выхода на сцену, словно наученные, стали выходить из-за кулис, намекая президиуму из европейских авторитетов, что они хотят играть, и предварили свое выступление тем, что в партнеры взяли высокое собрание под смех зала и растерянность ареопага. Случалось, что режиссер с актерами приезжал, выступал, но сил дотерпеть до церемонии не хватало. Тело грузили в самолет, а малая премия в сумме 20 тыс. евро оставалась в Евросоюзе.

Во Вроцлаве, несмотря на то что малую премию, называемую «Новая театральная реальность», вручат в одиннадцатый раз сразу четырем режиссерам, есть надежда, что подобного не случится. Среди лауреатов малой премии в России наиболее известен венгерский режиссер Арпад Шиллинг. Имена других знакомы в большей мере кругу профессионалов: среди них – выдающийся режиссер из Нидерландов Гай Кассьерс, Пиппо Дельбоно из Италии, Родриго Гарсиа (Испания/Аргентина), Франсуа Танги и Theatre du Radeau (Франция).

Первый день во Вроцлаве был заявлен семинаром «Взгляд на Польшу. Актерское искусство до и после Гротовского». К сожалению, никто из российских театроведов не был заявлен ни в первый, ни во второй день программы. Наши права отстаивали коллеги по бывшему восточному блоку: профессор будапештского университета Нина Кирали затронула вопрос о принципах студийности Гротовского и того, как эти принципы развиваются в современном русском театре. Что касается Анатолия Васильева, обозначавшего не раз близость своей идеологии Гротовскому, тут трудно поспорить с венгерским специалистом. Однако упоминание о Сергее Женоваче в этом ряду кажется исследовательской натяжкой, поскольку в российском театре свои богатые традиции студийности и главным принципом работы этих лабораторий являлось не бегство от театра в студию, а желание возродиться из студии в театр, что и доказывает Студия театрального искусства Сергея Женовача. Однако взорвал ситуацию научного покоя и напомнил собравшимся о том, что Гротовский был человек со своими страстями, слабостями, ни капельки не умаляя его величия, а напротив, возвышая тем самым своего друга, выдающийся польский критик, сподвижник Гротовского – Людвик Фляшен. Себя он назвал повивальной бабкой при режиссере, акушером, принимавшим роды. Шутил, что взялся за перо, чтобы не дать Гротовскому писать, поскольку у последнего были амбиции поэта и склонность в литературном творчестве к графомании. Точные и пронзительные воспоминания о том, как они работали в диалоге, спорили, кричали, но главное, что управляло их чувствами, – желание понять, как стать художником. Оставались после репетиций, сидели в ресторанах, которые закрывались во время их молодости в советской Польше в девять вечера.

Наследие Гротовского для него сегодня особенно дорого тем, что у великого реформатора театр был, по словам Фляшена, пульсирующей плотью, живой плазмой. Через телесность человек прорывался к сакральному. «Поток жизни» – термин, который применял Гротовский ко всему, кто и что были на сцене. И в этих темпераментных, полных какой-то особой силы, человеческого тепла словах уже пожилого человека слышалась грусть Фляшена относительно и современного мира, и современного театра, вероятно, теряющего эту энергию жизни, но не иссякающую у сподвижника Ежи Гротовского. Это ли не лучший наказ от великих реформаторов: театр должен увеличивать сумму жизни. Поиски энергии без этой жажды усиливать бытие обречены.

Вроцлав


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
552
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
933
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
762
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
803

Другие новости