0
2920
Газета Культура Интернет-версия

23.07.2010 00:00:00

Тридцать лет с Высоцким

Тэги: высоцкий, кино, театр, песня, поэзия


высоцкий, кино, театр, песня, поэзия Он умер недопонятым, недослушанным, что-то не высказавшим.
Фото РИА Новости

Надо было написать: тридцать лет без Высоцкого. Но, подумав, понимаешь, как это неверно. Смерть поэта никогда не ставит точку в его судьбе. Как актер – да, умерев, он больше уже не сыграет. А как поэт – иногда совсем даже наоборот, только после смерти он и становится достоянием всех. «Нет, весь я не умру...»

Первые годы после смерти Высоцкого – годы его все возрастающей, ширящейся день ото дня популярности. Евтушенко тогда даже написал стихи об этом, опубликованные, кажется, в журнале «Юность»: «...и наглая надпись: «В продаже – Высоцкий»... Володя, ах как тебя вдруг полюбили со стереомагами автомобили. Толкнешь прошашлыченным пальцем кассету, и пой – даже если тебя уже нету... Киоск звукозаписи около пляжа. Жизнь кончилась и началась распродажа».

Книжка «Нерв», подготовленная Робертом Рождественским и с его предисловием. Мягкая обложка, но общий вид – европейский, не советский, тираж – 25 тысяч, с рук продавали по 40 рублей, тогда это было много. Вышла в 1981-м, на следующий год. Споры о том, поэтом он был или нет, стихи писал или это не стихи, а песни. Рождественский, как бы вынося этот спор на люди, говорил: поэт. И точка.

Один из авторов помнит, как случайно оказался в самом начале Чистопрудного бульвара, когда там снималась самая первая сцена «Места встречи изменить нельзя», тот момент, когда Жеглов и Шарапов подходят к только что убитому товарищу, достают заточку, которой того убил один из бандитов «Черной кошки».

Толпа, как обычно, окружила площадку. И большинство узнавало Конкина, который только что сыграл Павку Корчагина. Меньше – Высоцкого. Кстати, за роль Жеглова Высоцкий был удостоен Государственной премии СССР. Посмертно. В 1987 году. Еще одно свидетельство растущей популярности и признания: его уже семь лет, как не было на свете, а Госпремия нашла героя.

Параллельно стихам самого Высоцкого и его песням в «списках», переписанные от руки и перепечатанные на пишмашинке, ходили по рукам стихи памяти Высоцкого. Владимира Солоухина, Валентина Гафта, что-то даже писали «под...» – под Вознесенского, под Рождественского.

Сейчас уже нельзя написать о Высоцком без риска впасть в банальность. Даже скептическое похмыкивание – и то уж далеко не ново. Не в том дело, достоин он эпитетов в превосходной степени или нет, хорошим ли актером он был или не очень. Высоцкого просто безмерно жаль, жаль до той самой банальности. Не потому, что умер в 42, нет. А потому, что умер недопонятым, недослушанным, что-то не высказавшим.

Постепенно творчество Высоцкого становится достоянием истории. Наши дети понимают его песни уже с наших слов, слушают, как иностранцы, реагируя на мужественный, хриплый голос. Слов не понимают. Нерв слышат. Не понимают, почему так волнуется, так – на разрыв, почему с таким надрывом... А дети наших детей, возможно, не поймут вовсе, оставив себе от Высоцкого нестареющую «блатнягу» – не самое, пожалуй, лучшее, что он создал. А так – надо рассказывать: «он мою защиту разрушает старую индийскую в момент, это смутно мне напоминает индо-пакистанский инцидент». Это не про наше время, это – про давний конфликт, но этот пример – пожалуй, один из самых неудачных. Вот – более убедительный:


Как много нового мы узнали за эти 30 лет: про женщин Высоцкого (большинству-то была известна только главная история – Марина Влади), про водку и про другое, пострашнее.
Фото ИТАР-ТАСС

Шах расписался в полном неумении –
Вот тут его возьми и замени!
Где взять? У нас любой второй в Туркмении –
Аятолла и даже Хомейни.

Про Фишера надо объяснять, про евреев, тогда уезжавших и не уезжавших, много еще про что. Про девушку, которая вызывает на междугородные и международные переговоры...

Эмоция, нерв остаются.

В ролях – глаза. Все понимают, что Жеглов – не очень правильно поступает, и не раз. Но не поддаться обаянию Высоцкого невозможно. Улыбке его. Мужик!

Как много нового мы узнали за последние годы: про его женщин (большинству-то была известна только самая главная история – Марина Влади), про наркотики (все-то знали только про водку). Никита Высоцкий тогда запретил использовать записи песен в исполнении отца в фильме, где рассказывалось слишком много и слишком подробно. Убедительнее выглядел Валерий Янклович, администратор Высоцкого: это надо знать! Если такой мужик, как Высоцкий, такой сильный человек, как он, не смог справиться с наркоманией, нечего надеяться, что, начав, легко будет потом завязать. Лучше не начинать. Посмотреть на Высоцкого и – не начинать.

Его любили. Вряд ли он так уж хорошо знал нашу жизнь, вряд ли видел все то, что мы потом видели в его песнях, но он потрясающе тонко чувствовал и нашу жизнь, и нас самих, чувствовал, словно видел, кончиками пальцев, как чувствовал струны своей гитары. Русский Гомер эпохи обвального телевидения и всеобщего Интернета.

Когда показывают одну из немногих его записей на советском телевидении, в «Кинопанораме» у Эльдара Рязанова, особенно видно, как Высоцкий привязан к тому времени, где ему так важен был редкий в Москве «Мерседес», с чуть отпущенными волосами, с неловкостью – оттого, что перед глазами нет публики. В этой известной записи – он даже странно насколько – не актер. Когда он пел, ему нужен был отклик зала. Принято считать, что живой звук – это понятие, связанное со сценой, с исполнителем, но живой звук важен и с другой стороны. По записи видно, как важен был этот живой звук зала для Высоцкого.

Виниловый диск с песнями, спетыми под аккомпанемент джазового ансамбля Гараняна, вышел еще при жизни Высоцкого, все остальное было доступно немногим. Бобины, кассеты с записями концертов, звук то лучше, то (чаще) хуже. С одинаковыми шутками-репризами («Я не воевал... И не сидел...»), с песнями: «Идет охота на волков...» и тут же «На тридцать восемь комнаток всего одна уборная...». Почти все остальное случилось после смерти. Календарики, памятники – целых два в одной Москве, экскурсии на могилу на Ваганьковском кладбище... И – любовь миллионов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2136
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4858
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2664
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3069

Другие новости