0
4224
Газета Культура Интернет-версия

14.04.2011 00:00:00

Наталья Макарова: "У меня был свой черный лебедь"

Тэги: балет, макарова


Выдающаяся русская балерина Наталья МАКАРОВА вновь посетила Петербург, где приняла участие в работе жюри Десятого международного фестиваля-конкурса Dance open. Одним из самых ярких событий фестиваля стал гала-концерт в Александринском театре, посвященный Наталье Макаровой, где звезды мирового балета исполнили номера из ее репертуара. Год десятилетия фестиваля совпал с 70-летием балерины. К юбилею Натальи Макаровой была издана книга «Биография в танце», о фестивале, о русском балете она рассказала корреспонденту «НГ» Владимиру ДУДИНУ.

– Вы второй год подряд приезжаете на фестиваль Dаnce open. Чем он так приглянулся вам?

– Мне интересно бывать здесь на празднике танца, встречаться с друзьями, которые участвуют в жюри, замечать новые таланты, появляющиеся на горизонте, наблюдать за тем, как развиваются мои молодые коллеги. В мире существует много фестивалей и конкурсов, но этот показался мне одним из самых значительных.

– Балет Мариинского театра имеет сегодня в мире ту же значимость, что и когда-то «Киров-балет»?

– Солисты Мариинского танцуют хорошо, но глубина танца утратилась, многое стало поверхностным. У солистов, вероятно, все меньше времени вдаваться в детали, нюансы, а без этого нельзя, углубляться нужно.

– А как сегодня русский балет представлен в мире?

– К сожалению, появилось много танцевальных компаний, спекулирующих на названиях «русский» или «имперский» балет, которые ездят по миру с самым ходовым репертуаром: «Лебединым озером», «Спящей красавицей». Публика покупается на это, особенно в провинциях. Но уровень таких трупп не всегда соответствует качеству.

– Где лучше всего сохраняется чистота традиций балета Петипа?

– А что значит «чистый» балет? Балет – живое искусство, видоизменяющееся со временем. Это не музейная вещь, не бабочка, приколотая булавкой. Все должно освежаться, развиваться, балет Петипа тоже.

– Как вы относитесь к реконструкциям балетов Петипа, которые осуществляют некоторые российские хореографы? Не так давно появились попытки реконструировать уже и балеты ХХ века – «Лауренсию» в Михайловском театре и «Спартака» в Мариинском.

– Не принимаю. Что значит реконструкция? Кто знает, как это было на самом деле? Допустим, «Спартак» – это ХХ век и еще живы те, кто танцевал в нем, они могут рассказать, хотя хореографию Якобсона сложно восстанавливать. Мне рассказывали, что «Спартак» в Мариинском получился очень приличным. Но о том, как ставил балеты Петипа, уже не сможет рассказать никто, а балет – живое искусство, нуждающееся в том, чтобы в него постоянно вдыхали жизнь. Сегодня у людей другое чувство времени. Во времена Петипа были тяжеловесные костюмы, в которых сегодня танцевать неудобно – техника сильно продвинулась. К тому же мужчины раньше не танцевали – не было мужского танца, но в реконструкциях он почему-то дается. Значит, это уже не чистый Петипа. Я вижу в этом много искусственности.

– Какие тенденции в классическом балете вы замечаете сегодня?

– В балете появилось много агрессивности, акробатических элементов, гимнастики. Все-таки перегружать балет спортивными элементами не дозволено – стираются стили. Абстрактность – это хорошо, но меня больше волнует, когда я слежу за развитием характера, роли. Я должна уйти из зрительного зала сопереживающей чему-то. Конечно, можно наслаждаться и чистотой исполнения, необязательно должен быть сюжет, как, например, у Баланчина. Но иногда получается полная пустота – тогда на душе пусто.

– Насколько мифология фильма «Черный лебедь» Дарена Аронофски, вызвавшего столько споров и дискуссий, отвечает тому, как создается образ в балете?

– Ой┘ Не много там правды, в основном вымысел, впрочем, иногда довольно занятный. Массовому зрителю это, наверное, нужно.

– А как вы вынашивали свой образ Одетты-Одиллии?

– Я работала, страдала, но страдала артистически, духовно, технически. Ведь если актрисе надо сыграть проститутку, необязательно для «вхождения в образ» выходить на улицу. Все решает воображение, которое приходит с опытом. «Лебединое озеро» – самый сложный спектакль для балерины, потому что в нем двойной образ, два противоположных характера, требующих технически разного воплощения – виртуозный у Одиллии и лирический у Одетты. Моему нутру была ближе Одетта, белый лебедь, которого я танцевала с выпускного спектакля и до конца карьеры. С черным лебедем пришлось побороться. Ушли годы на поиск своего образа, когда мне стало удобно, когда пришла техника силы. Мой образ был не femme fatale, не женщина-вамп, это мне не идет, я – не роковая женщина. Свой образ я нашла через мистику – через блоковскую Незнакомку. В этом балете должна быть тайна, заколдованность.

– Со времен Петипа появились и радикальные хореографические версии «Лебединого озера», среди которых особо выделяется, например, постановка Мэтью Боурна.

– Да, это мужская версия, в которой мне предлагали станцевать роль Королевы, но в последний момент я отказалась: после Одетты-Одиллии как-то не решилась┘

– Кого из современных хореографов вы бы выделили как бесспорных лидеров?

– Мне очень нравится замечательный, талантливый американец Кристофер Уилдон, близка хореография Алексея Ратманского, у которого есть свое видение, нравится Матс Эк, правда не все. У него очень интересная и, на мой взгляд, вполне оправданная версия «Жизели», которую я в свое время очень хотела станцевать.

– В каком соотношении, по-вашему, в репертуаре академического театра должны находиться классика и современность?

– Классика требует очень тщательного контроля. Если в современном балете как-то можно обмануть зрителя в смысле качества, то в классике нельзя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1079
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2970
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1666
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2029

Другие новости