0
2289
Газета Культура Интернет-версия

05.09.2011 00:00:00

Показали ИзДали, или Присядьте на диван

Тэги: москва, выставка, сальвадор дали


москва, выставка, сальвадор дали Взгляд на диванные губы Дали...
Фото Reuters

В Пушкинском музее Год Россия–Испания отмечают экспозицией с простым названием «Сальвадор Дали». Из Музея-театра Дали в Фигерасе, его родном городе, привезли не так уж много: 25 картин, 90 графических листов, фотографии и воспроизведение одного из объектов сюрреалиста. Несмотря на то что полный билет стоит 300 рублей, уже в первый день работы выставки к музею выстроилась очередь. Люди идут на имя Дали – независимо от того, как именно будет представлен сюрреалист-провокатор.

В родном Фигерасе театр/музей (не знаешь, чем его считать в большей степени) «раздвоился»: частью он походит на крепостную стену в шутовском сочетании со стеклянным куполом и с гигантскими яйцами вместо ласточкиных хвостов, являющими чудеса эквилибристики. Другой фасад – что витрина музея с причудливыми манекенами вроде водолаза, готового к погружению в подсознательное. Известна сентенция Пикассо: «Дайте мне музей, и я заполню его». Дали это сделал. В театре Фигераса некогда прошла первая его выставка, поэтому даже закономерно, что спустя время, в 1974-м, тут появился музей. Но это не все. Дали, можно сказать, воплотил (хотелось бы сказать – в жизнь, если бы дело не касалось смерти) утверждение футуристов, бранивших музеи как кладбища искусства. Разом материализовал слова и опроверг их: он похоронен в своем музее, но этот музей никак не назовешь кладбищем.

В ГМИИ оформлять выставочное действо, искать «испанскую» атмосферу доверили по давнишней традиции Борису Мессереру, как раз театральному художнику. Он съездил в Каталонию вдохновиться, хотя результат выглядит не самым впечатляющим образом. Над мраморной лестницей повисли куклы в белых хламидах и в венецианских масках. Формальная привязка к Дали – такие костюмы он придумал свите Кристиана Диора на венецианском балу 1951-го, который с помпой организовал покровитель искусств Карлос де Бейстигьи. Венецианские маски – не самые характерные для Дали образы, но тут, видно, следует искать формальную увязку с прошлым, диоровским, музейным проектом. Кукол фланкируют неровные, кажется, бумажные яйца (вроде бы те самые, со стен музея в Фигерасе) на перилах колоннады, и они не «идут» музейному пространству. Наконец, сам театр-музей появляется в виде слайд-шоу в экседре Белого зала, но этой «презентации» здесь как-то одиноко. Пожалуй, самая удачная затея – выставить живопись Дали в соседстве с копиями антиков: сопоставление более необычное, нежели весьма банальные декорации.

Что до самих произведений, выставку можно назвать краткой характеристикой Дали на примере минимального количества вещей. Самое главное – живопись в Белом зале: от ранних работ в духе импрессионизма (умильная сценка с бабушкой за вязанием никак не предвещает будущих художественно-психических «отклонений») – к практике «параноидально-критического метода». Тут 17-летний Дали не хуже ренессансного маэстро увековечил себя с длинной «рафаэлевской шеей». А вот уже сложившийся сюрреалист так и эдак обыгрывает работы обожаемого им Микеланджело. Делая диптих «Стереоскопия с «Менинами», вспоминает Веласкеса и одновременно Пикассо, у которого была огромная серия на тему картины великого предшественника. Дали, отпустивший на волю бессознательное и подчинившийся «завету» Андре Бретона про установление связи «мира грез┘ с повседневной жизнью», создал «Галлюциногенного тореро» (на выставке его эскиз, оригинал хранится в Музее Дали в Сент-Питерсберге, во Флориде) из Венеры Милосской, подсмотренной на коробке карандашей. На портрете Галы «подложил» ей на плечо бараньи ребрышки. А нос Наполеона превратил в беременную женщину, «которая гуляет, как грустная тень, среди древних руин».

В иллюстрациях, а Дали был хорошим рисовальщиком, похождения ренессансного художника-плута Бенвенуто Челлини и злоключения Дон Кихота тоже получают нагромождение сюрреалистического хаоса. И конечно, специальный акцент всего показа – Гала, или Елена Дьяконова, которая к моменту их встречи с Дали была замужем за Полем Элюаром. Старше Дали на 10 лет, она была его музой, моделью и, кроме всего прочего, вполне разделяла его страсть к деньгам. Она – на рисунках, в живописи, на фотоэскизе к хрестоматийно известной «Атомной Леде» (саму картину из Фигераса не привезли).

Комната Мэй Уэст, то есть ее воспроизведение в виде небольшого ящика диорамы – единственный из объектов Дали на выставке. Рядом стоит диван-губы Уэст. Этот диван давно превратился в сувенирный китч, в музее же его появление и вовсе странно. На самом деле на нем можно сидеть и смотреть фильм. Только его зачем-то поставили на черный постамент – так что трогать его пока опасаются, зато ходят в поисках этикетки «экспоната».

Понятное дело, на Дали, сделавшего из себя бренд и своим девизом провозгласившего: «Пусть говорят о Дали, все пойдет на пользу», – пойдут независимо от качества и состава выставки. Только не нужно слишком надеяться – здесь немного картин, а декорации кажутся нелепой бутафорией. Впрочем, выставка из настоящего Дали. И привезли ее издалека. Но это какое-то первое приближение – взгляд издали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
395
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
405
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
350
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
432

Другие новости