0
1637
Газета Культура Интернет-версия

15.11.2012 00:00:00

На Винзаводе провели ревизию прошлого и настоящего

Тэги: винзавод, выставка


винзавод, выставка Убедительный Дени.
Фото с сайта галереи «Проун»

После того как старейшие московские галереи XL, Айдан Салаховой и Гельмана взяли весной курс на перепрофилирование, думали, что Винзавод постепенно утратит статус арт-кластера и одной из пульсирующих точек на карте contemporary art. Но вот подоспел очередной вечер вернисажей, в котором участвовали и XL, и Гельман, первая – так и с прежним названием, второй – под вывеской «Культурного альянса», и в Сыромятническом переулке снова людно, снова что-то обсуждают. Из открывшегося даже можно сверстать общий тематический маршрут. Кто-то выносит реальности диагноз, кто-то просто созерцает ее, а кто-то посредством искусства пытается изменить мир к лучшему.

Краснодарскую группировку ЗИП, одноименную местному Заводу измерительных приборов, в Москве приметили во время II Биеннале молодого искусства. А еще раньше один из ее художников, Степан Субботин, запомнился по выставке в ЦДХ «Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве»: там он соорудил тренировочную собачью площадку для попадания в ЕС… Сегодня ЗИП с проектом художественной коммуны «Утопия» числится в финалистах Премии Кандинского. Выставка в галерее XL показывает, как «зипы» приросли новыми участниками и стали Цехом по усовершенствованию повседневности через художественные практики в духе «Тогда мы идем к вам!». Они и выставку, составленную из документаций недавних акций, называют по лозунгу над одним из цехов краснодарского завода: «Этот цех борется за звание образцового». Художники-активисты то покроют «Газель» частника нарисованными арбузами в попытке раскрутить его некрупный бизнес, то на шоссе начертят недостающую зебру (и потом на этом месте действительно она появится – уже полне официальная). То, наконец, водрузят в городе табличку «Товарищи, объединяйтесь!». Стихийную выставку за ночь разгромили, оставив послание в хрущевском духе, начинающееся словами «П…сы», табличку сорвали, сделав приписку «был бы лидер». Левацкий запал, хождение в народ – художники прекрасно осознают утопичность собственных действий, но отдаются эксперименту самозабвенно и самоиронично. Первое компенсируется вторым – потому и живут.

В бывшей Галерее Гельмана стартовал обещанный Гельманом же проект «Культурный альянс» (одноименная ассоциация действует с 2010 года), который будет продвигать в Москве искусство регионов. «Современное искусство Казахстана» составлено из части работ с первого крупного смотра казахского contemporary art за последние четверть века, выставки «Лицо невесты» в музее PERMM. Есть тут и нефтяная «Труба» Арыстанбека Шалбаева, через которую можно в задумчивости созерцать лишенную удобств повседневную жизнь, и изуверства в духе Пол Пота в фотосерии Ербосына Мельдибекова, и сшитые из местных пестреньких тканей интернациональные флаги.

Методом индукции исследует окружающее Алексей Каллима. Его «Теорема дождя» в галерее «Риджина» – гигантская панорама футбольных фанатов на матче, поведение болельщиков тут стало проекцией образа действий толпы вообще – с тем, как формируются ее реакции, как ее захлестывает эйфория. Вот и зритель, очутившийся на месте, где должен был быть матч (его-то тут и нет), стоит в кромешной тьме на сцене «боевых» действий и в центре внимания, методично ослепляемый – как ослеплена радостью или гневом толпа – вспышками света.

Разоблачающие фашистов, буржуев и попов, прославляющие усатого вождя плакаты Виктора Дени в «Проуне» – ретроспекция во времена апогея советского строя, где и ходили строем, и думать безопаснее всего было так же. Угодные и неугодные, цензура и коллективный взгляд на явления глазами агитпропаганды, смотрящими со стен галереи. И вот этому общему восприятию реальности противостоит фотопроект Егора Заики и Максима Шера в Цехе Красного. «Вид на жительство» – выхваченные фрагменты улиц и домов, размышления о внутренней эмиграции, где временное состояние вида на жительство у авторов стало экзистенциальным статусом.

Рано ушедший Борис Смелов (1951–1998) от действительности не бежал, не тщился переделать порядок вещей, его фотографии, которые показывает переехавшая на место галереи «Меглинская» Frolov gallery, – поиск себя в пространстве. Ответный или безответный? Монохромный Петербург с чертами достоевщины, с дворами-колодцами и влекущей бездной каналов. Опрокинутые линии горизонта и Аполлон в Летнем саду, у покровителя муз паук на щеке и капля дождя на носу. У Смелова – натюрморты с круглыми выпуклыми зеркалами не хуже старонидерландских, и сам в одном из таких зеркал своей вселенной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1296
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
967
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1160
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
757

Другие новости