0
2147
Газета Культура Печатная версия

19.11.2012 00:00:00

Те же и…

Тэги: театр, премия, золотая маска


театр, премия, золотая маска Остается гадать, по каким критериям эксперты Наталью Тенякову посчитали достойной номинации, а Олега Табакова – нет.
Фото с официального сайта фестиваля «Черешневый лес»

В минувший четверг «Золотая маска» объявила своих номинантов, тех, из кого жюри (составы жюри стали известны на этой же пресс-конференции в Музыкальном театре им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко) в марте следующего года, во время традиционного фестиваля, выберет уже лауреатов. Как всегда, списки номинантов вызывают не только чувство радости, но также – немало вопросов и вполне естественное недоумение.

Сперва – о музыке и танцах, с которыми проще.

На пресс-конференции вопросы были заданы только Ларисе Барыкиной – председателю экспертного совета по музыкальному театру (ее коллеге, Марине Давыдовой, отстаивать выбор своей команды не пришлось). Претензии сводились в основном к отсутствию в афише «Маски» балетных работ Большого театра – спектакля Dream of Dream в постановке Йормы Эло и «Классической симфонии» Юрия Посохова. Кажется, это вообще впервые, когда Большой не представлен в танцевальной номинации, но, как пояснила председатель, здесь в ход вступила простая арифметика – постановкам не хватило голосов. В этом жанре доминируют театры из Санкт-Петербурга: Мариинский («Диана Вишнева. Диалоги», «Сон в летнюю ночь»), Михайловский («Многогранность. Формы тишины и пустоты»), Театр Бориса Эйфмана («Роден»), в номинацию по современному танцу попал спектакль «Кукушки» Танцевальной компании «Каннон Данс». Москву в основном конкурсе представит балет «Сильфида» (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), а также три проекта по современной хореографии, один из которых – корнями в драматическом театре: «Анна Каренина» Театра им. Евг. Вахтангова (также в программе – «3 сестры. Действие 1» проекта «Открытая сцена», «Едоки» Театра-студии современной хореографии). Традиционно конкурс по современному танцу представляют екатеринбургские «Провинциальные танцы» со спектаклем Sepia, а их коллеги из театра оперы и балета номинированы с балетом Amore buffo. Также в балетном конкурсе – спектакли из Перми и Петрозаводска. Уральские театры попали и в оперную афишу: в Москву привезут самую громкую пермскую премьеру прошлого сезона Cosi fan tutte с сильнейшей работой Теодора Курентзиса, оттуда же – опера современного французского композитора Паскаля Дюсапена Medea material.

Вообще новинок в оперной программе масса – этим и отличился прошлый сезон. Вместе с оперой Дюсапена (работа последних лет) – «Игра о душе и теле», которую считают первой оперой в истории (ее в Детском музыкальном театре им. Н.Сац поставил Георгий Исаакян, это второе выдвижение на «Маску» в его бытность директором и худруком). «Дневник Анны Франк» (Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского) выдвинут вместе с работой режиссера Екатериной Васильевой, дебютантом и сцены, и фестиваля; екатеринбургский театр привезет в Москву редкую оперу Россини – «Граф Ори», это едва ли не лучшая работа этого театра за последние годы. Раннюю оперу Вагнера «Запрет на любовь» (тоже новинка на нашей сцене) представит «Геликон-опера». Первая постановка Большого театра на исторической сцене – опера Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова – выдвинута во всех номинациях. Другая скандальная постановка прошлого сезона – «Сон в летнюю ночь» Бриттена (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко) – не во всех, но наверняка что-нибудь получит, как минимум – «Маску» за лучшую мужскую роль, здесь выделилась по-настоящему сильная актерская работа Романа Улыбина.

Очень слабая, по мнению обозревателя «НГ», в этом году композиторская номинация: Ефрем Подгайц с оперой «Ангел и психотерапевт» (субъективно – не самая яркая работа этого композитора), оперетта «Фанфан-тюльпан» Андрея Семенова (в духе киномузыки 70-х) и опера Алексея Сысоева «Полнолуние». Последняя (хоть имеет и все шансы победить) – проект фестиваля «Территория», то есть разовый, нерепертуарный, и, как жюри под председательством Эри Класа будет его оценивать – неизвестно.

В драме ситуация – сложнее (полный список номинантов – на сайте www.goldenmask.ru).

Естественный вопрос: как так случилось, чем руководствовались эксперты, когда, например, выбирали номинантов-актеров в спектакле «Пристань»? Галина Коновалова и Юрий Яковлев – в список попали, а Владимира Этуша и Юлии Борисовой в этом списке нет. Почему? Они играют… не хуже, тем более что хуже и лучше на тех высотах, которые открыты Яковлеву и Борисовой, уже и не скажешь. Это всё – пределы мастерства, за которые мало кто из сегодняшних актеров заглядывает. В новой номинации «Роль второго плана» – Наталья Тенякова, сыгравшая в спектакле «Год, когда я не родился». Тенякова играет хорошо, слов нет. Но ведь и Табаков там играет. А Дарья Мороз – едва ли не лучше всех прочих. Ни Табакова, ни Мороз – нет в номинантах. Критерии – в чем?

Почему взяли в афишу «Путешествие Алисы в Швейцарию» из Красноярска, а ту же пьесу, поставленную в Москве, где играют великая Ольга Яковлева и прекрасные актеры Елена Морозова, Антон Кукушкин, Александр Ливанов – даже не заметили?

Почему из двух премьер Театра Наций выбрали «Фрекен Жюли», а не «Цирк Амбуланте», уж он-то, второй, вполне умещается в рамки «эксперимента», но там – уже неизменный и чуть ли не неизбежный Театр.doc – с «БерлусПутиным». В чем эксперимент здесь? В том, что Путин – один из героев, а все участники спектакля – по-прежнему на свободе? Ну, что же – аргумент.

Порой кажется, что некоторых номинантов председатель экспертного совета в драме Марина Давыдова пробивала ценой ультиматума, поскольку известны мнения некоторых других членов экспертного совета и странным в этой связи выглядит итоговое решение, где мнение председателя всегда побеждает. Любопытно теперь, как выйдет из щекотливой ситуации председатель жюри Валерий Фокин: в номинанты попали сразу два спектакля Константина Богомолова («Год, когда я не родился» Театра О.Табакова и «Лир» петербургского «Приюта комедианта»), а Фокин совсем недавно отказывал Богомолову в элементарном профессионализме (из статьи в «Новой газете»: «Режиссер модный, склеивающий ради красного словца и занимательности Ницше и Шекспира с туалетной бумагой. И извлекающий из этого только шифрование пустоты».)

В номинантах «большой формы» – «Пристань» Театра Вахтангова и «Геда Габлер» Александринки (ставил, правда, не Фокин, а Кама Гинкас!), но нет – «Осенней сонаты» «Современника», которую почти единодушно хвалили московские критики. Важно ведь, когда тот или другой выбор не вызывает подозрений, а когда директор «Золотой маски» Мария Ревякина одновременно – и директор Театра Наций, и не хочешь, а начнешь строить схемы принятия решений, для «Маски» – не безусловные. Заданный из зала вопрос о статье, посвященной «Золотой маске» в академическом журнале «Вопросы театра», удалось счастливо «обогнуть». Мария Ревякина, по ее признанию, статью не читала, а упреки в том, что экспертные советы и жюри не подвержены ротации, принять не может. Легко сказать…

Из статьи Ольги Галаховой «За честные выборы»

К сожалению, «Золотая маска» превратилась <…> в закрытое сообщество, практически в закулисный клан. C наивной бесцеремонностью имитируется так называемая ротация: статистика в этом смысле красноречиво говорит сама за себя. <…> Если из 11 лет восемь раз в совет попадает фамилия Олега Лоевского, пусть мною уважаемого театрального деятеля, то все-таки это многовато! Если семь раз из тех же 11 лет встречается имя Екатерины Дмитриевской и шесть раз мелькает фамилия Ольги Глазуновой, то язык не повернется говорить о ротации. Разумеется, легче требовать «честные выборы» президента, а в нашей-то луже что? <…> Когда мне возражают, что на церемонии «Оскара» все радуются, а у нас, мол, злобятся, то хочу напомнить, что там радуются еще и тому, что знают – за лауреатов проголосовало большинство в профессиональном сообществе, пусть голосование по гильдиям, но все равно в общей сумме это 6000 человек!

Журнал «Вопросы театра», 2012 год


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Адмирал Нахимов" станет самым мощным кораблем ВМФ

"Адмирал Нахимов" станет самым мощным кораблем ВМФ

0
544
Десантников вооружат летающими танками

Десантников вооружат летающими танками

0
555
Москва предлагает Вашингтону меняться дипломатами

Москва предлагает Вашингтону меняться дипломатами

Геннадий Петров

Представители двух стран пока по-разному отвечают на визовый вопрос

0
1495
Россия догнала Европу по отпускному неравенству

Россия догнала Европу по отпускному неравенству

Анатолий Комраков

Низкие доходы не позволяют выезжать на отдых около трети граждан

0
1444

Другие новости

Загрузка...