0
3900
Газета Культура Интернет-версия

10.03.2013 22:48:00

Толерантность – это взгляд внутрь себя

Тэги: выставка, искусство


выставка, искусство К коллекции ММОМА старые кураторы нашли новый подход. Фото автора

Каждый год ММОМА готовит новую digest-аранжировку своего собрания, насчитывающего около 10 тыс. единиц хранения. На пятом витке кураторы Анна Арутюнян и Андрей Егоров, которые делали первую тематическую экспозицию и так или иначе участвовали в подготовке всех остальных, на примере почти сотни работ рассуждают о проблеме восприятия. Дело, казалось бы, почти обреченное – как быть с визуализацией умозрительного понятия? Ответ – в вынесенной в заглавие цитате из платоновского «Софиста». Ведь «Сны для тех, кто бодрствует», по словам организаторов, хотя и были «иконоборческой метафорой художественного творчества», но «метафорой оптической».
Такого у нас еще не было: часть музея отдали под кунсткамеру, а на входе упрятана в сиреневый куст милицейская машина. Сверх того, выставочный маршрут начинается микроскопом, во всех деталях являющим ваше пытливое око. Поскольку ММОМА – единственный наш музей, ежегодно (в Третьяковке это происходит куда реже) тасующий свою коллекцию (пусть и с привлечением других собраний), то каждая новая смена экспозиции становится поводом поговорить о восприятии современного искусства в целом. И хотя машина стражей порядка – лишь картина Александра Якута, какая своевременная мысль обнаружить ее уже внутри храма искусств.
Задуманный user-friendly – и в экспликациях, и в том, как свободно, с воздухом, размещены произведения – проект касается всех болевых точек contemporary art. Не сетуя, не занудствуя – легко. Сколько раз говорили: актуальное искусство – тусовка, и вот вам выставка, показывающая, какой тонкой бывает грань между образом подлинным и фантомным. Каков временной зазор между платоновской пещерой с тенями как тщедушными отражениями реальности и техническим прогрессом, вкатившим в массы поезд кинематографа? В музейном Бальном зале тени из инсталляции Марины Беловой и Алексея Политова «фланируют» плечом к плечу с паровозом, усилиями Люмьеров стершим границы условного и настоящего мира. Выставка и дальше мчится по колее, где по одну руку произведения искусства, а по другую – часто даже научные объекты, эдакое мерило подлинности. Будут даже оптические приборы, то есть современное искусство в каком-то смысле поставили на научные рельсы. Так знаменитый снимок Земли Blue Marble, сделанный в 1972-м с корабля «Аполлон-17», оказывается в центре зала «Парадокс изображений». Вокруг Земли реалистичное и условное смешались в рисунках академиста XIX века Клавдия Лебедева, в гипернатуралистичной фотоработе группы АЕС+Ф и в стилизованных вещах Айдан Салаховой и Сергея Шутова. Наука – это же о другом, о серьезном. А тут все увязано воедино, и веришь органичности такого сплетения.
Притом длинное музейное путешествие по 14 разделам – не излишняя длиннота в повествовании. Задающий вопросы (где вИдение, а где видЕние, означает ли «похожесть» образа его истинность?..) проект оказывается построенным на полутонах диалогом, то серьезным, то ироничным. Еще одна idеe fixe эпохи – кумиры и фетиши. Ими восхищаются, от них устают. Ну, кто сегодня на пьедестале? Точно концептуалист Илья Кабаков. И вот вам его альбомы да в придачу его портреты, созданные другими художниками. Вроде – все про него. Да вдруг – будто заметки на полях, «Я не Энди Уорхол» Юрия Альберта и железные «прокомпостированные» листы, «Билеты в рай» Анатолия Осмоловского. В качестве обязательной на выставке научной параллели – красивое… ископаемое, в ансамбле с другими работами обретающее добавочный смысл.
Когда взгляд Больших братьев все пристальнее следит за актуальным творчеством в маниакальных поисках оскорблений человечества, тут показывают многозначность, порой амбивалентность трактовок. Как говорил герой гоцциевского «Короля-оленя»? «Ничего не известно, дорогая дочка, ничего не известно»… С одной стороны, устраивают кунсткамеру – и как прародительницу музеев, и как собрание диковинок. С другой – ставят «правоохранительный» автомобиль с той самой картины Якута. Стражи-то эти могут поджидать любого где угодно… Поэтому в конце концов все «Сны» – о толерантности. Начинаясь взглядом в микроскоп на свой глаз, внутрь себя, самопогружением, они заканчиваются видео группы «Куда бегут собаки?». Сыплются, как снег с неба, картофелины, если хватит терпения, вы увидите теперь уже их взгляд на себе.
Впервые вместе с тематической экспозицией ММОМА открыл спецпроект. Придуманная Людмилой Андреевой, Борисом Михайловым и Ольгой Турчиной, «Экспансия предмета» вроде бы, как и «Сны…», ставит во главу угла взгляд на произведение искусства. Но если в «Снах» акцент на смотрении, здесь – на вещном мире, так что играют они в итоге на контрасте. Из комнаты в комнату, через «Чулан» и «Мастерскую», через десятки объектов, разложенных плотно-плотно, порой кажется, будто со страхом пустого пространства (но вместе с тем очень стильно), – вас ведут, показывая, как в творческом хаосе объект то живет самостоятельной жизнью, то становится элементом ассамбляжа или инсталляции. И завершается эта экспансия изящной метафорой вещности, захватившей пространство и тут же в нем растворившейся, как железные остовы «Мебели» Анны Желудь. Красной нитью через объекты Бориса Михайлова, Бориса Смертина, Дмитрия Крымова или Андрея Дюкова проходит мысль о коллажности современного сознания, которая отнюдь не отменяет поисков смысла.
При всей шутливости обе выставки метят в одну цель. Это попытка материализовать самый ход рассуждений о том, что современное искусство – пьеса с открытым финалом.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
369
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
376
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
321
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
405

Другие новости