0
5892
Газета Культура Интернет-версия

08.04.2013 00:01:00

Интеллектуальная музыка для пианиста-виртуоза

Тэги: Интеллектуальная музыка, музыка, фортепьяно, Марк Андре Амлен


Интеллектуальная музыка, музыка, фортепьяно, Марк Андре Амлен За роялем – Марк Андре Амлен. Фото с сайта www.marcandrehamblin.com

В Московской филармонии выступил Марк Андре Амлен, канадский пианист, о виртуозности которого слагают легенды. Впрочем, не только о виртуозности – о нестандартном мышлении, нетривиальном подходе к репертуару, наконец, о его собственных композиторских опусах, весьма и весьма любопытных. Публика – пусть и не весь Зал имени Чайковского, но небольшая группа – аплодировала своему фавориту до тех пор, пока в принудительном порядке не погасили свет.    
Амлен приезжает в Москву второй раз за последние несколько месяцев – в начале зимы он играл в Доме музыки, говорят, в полупустом зале. Каким-то непостижимым образом в многомиллионной Москве – городе, казалось бы, знающем толк в пианистах и слагающем пирамиды цветов к ногам Дениса Мацуева, – не набралось тысячи с небольшим желающих воочию увидеть и услышать одного из гигантов фортепиано. Почему-то у нас он стал исполнителем для избранных, понимающих. Накануне того зимнего клавирабенда молодые российские пианисты дали концерт в честь Амлена, чем, конечно, очень его тронули. Да и в филармонии, судя по очереди в окошко администратора, продажи не зашкаливали (и автор этих строк надеется, что пианист никогда их не прочитает, стыдно…), но горстка фанатов все равно превратила концерт в событие. Последний, третий бис, кажется, не был запланирован, но такое упорство слушателей пианист не мог не отблагодарить.
 Удивительно, что феноменальный виртуоз берет в свои программы вещи интеллектуальные – он открыл программу Сонатой Албана Берга, подчеркнув в ней романтические корни и некую экзальтированную отстраненность. С ней корреспондировали две пьесы Форе, экспромт и баркарола, сбросившие французский шарм и прозвучавшие элегантно и просто.
Наконец, в завершении первого отделения конек Амлена – равелевская «Гробница Куперена», одно из самых сложных сочинений в фортепианной литературе. Не только «технически»: добиться в «Виселице» такого звукового баланса, когда чудится, словно наплывающие на мелодический остов мистические аккордовые созвучия доносятся из-за стены (будто там кто-то играет что-то свое), – вот это вершина мастерства. Ну а переливающаяся всеми красками «чешуя» «Ундины» и феерический бурлекс «Скарбо» заставили замереть от восторга.
Программа второго отделения была не менее сложной – Вторая соната Рахманинова предварялась двумя прелюдиями, а для начала Амлен исполнил собственные вариации на темы Паганини (24 каприс, разумеется), где можно было оценить его фантастическую композиторскую изобретательность. Аллюзии или прямые цитаты из мировой музыкальной литературы искусно вплетены в ткань вариаций, кульминация – свой вариант 18-й вариации из рахманиновской Рапсодии на ту же тему и неожиданное соединение двух тем: этюда «Кампанелла» Листа и собственно каприса Паганини.
Прелюдии Рахманинова (соль мажор и соль-диез минор) прозвучали по-французски колористично, игра тембров – теплого, словно утреннее летнее солнце, мажора и лунного минора здесь, пожалуй, превалировала. Соната, столь отличная по интерпретации от привычного нашим пианистам крушения мира, была скорее всего созиданием: трагедия первой части и баховская строгость второй накрывались полетным, сумасшедшим по темпу, приподнятым финалом. Из бисов более всего запомнился вальс Шопена, поданный скорее как скерцо, ибо плавные вальсовые басы превратились в подпрыгивающие и пружинящие, и это, как выяснилось, не признак дурного вкуса, поскольку постепенно Шопен трансформировался в Амлена, превратившего опус в блестящий джазовый этюд.     

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1112
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
569
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3144
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2490

Другие новости