0
12725
Газета Культура Печатная версия

02.12.2013 00:01:00

А Германа все нет

"Пиковая дама" как история Государства Российского

Тэги: новая опера, премьера


новая опера, премьера Летний сад – 1913. Фото Даниила Кочеткова с официального сайта театра

Премьера оперы Чайковского «Пиковая дама» в театре «Новая опера» чуть не обернулась скандалом: слишком задели зрителей непушкинские образы, предложенные режиссером Юрием Александровым.  

Спектакль получился с претензией. Юрий Александров втиснул в три акта оперы один век из истории России, с 1913 года до наших дней. Завязка сюжета происходит в царской России: в Летнем саду среди мамок и нянек с детишками появляется Николай Второй с супругой и детьми. На скамеечку присели офицеры-кокаинщики, угостившие и странного приятеля – сначала понюшкой, затем историей про три карты. Заключительная сцена грозы символизируется с ужасом расстрела императорской семьи, разумеется, с кровавыми подтеками на заднике (видеопроекция). Второе действие переносит нас в еще один кровавый год – 1937-й. Карикатурный бал по случаю 100-летия со дня смерти Пушкина, с возложением венков к огромной посмертной маске, бестолковыми речами и обильным застольем с представителями союзных республик. Появление Сталина и омерзительная  немая сцена (в том смысле, что гости застыли с приветственным выражением лица) во время невинного звучания контраданса раздражает – но, видимо, на то и был расчет режиссера. Один из зрителей в зале не выдержал и устроил склоку. Сначала громко хлопал, потом во всеуслышание объявил происходящее «г..ном» и покинул зал. 

Хочется – на всякий случай – напомнить: не стоит перенимать все традиции итальянской публики, законное право выразить свое мнение у зрителей никто не отнимает, но только на поклонах. Чем, кстати, в этот вечер оставшаяся часть зала воспользовалась: кричали и «браво», и «позор», и продолжительно «букали», все как в известных оперных домах. Дальше все превращается в театр абсурда: интермедию разыгрывают Лиза, Елецкий и Графиня. Он, до сих пор слепо влюбленный, уже получил отставку и, униженный, передает записку Лизы сопернику. Графиня и в этом мире устроилась неплохо: в той жизни отдала свою честь за карточный выигрыш, в этой – за спасение жизни (графиня при советской власти!) и продовольственную корзину. 

Третье действие начинается во время блокады Ленинграда: Лиза из последних сил тащит труп по льду, Герман в тесной казарме грезит о тройке, семерке, тузе. Сцена свидания происходит уже в 1953-м, последняя картина – в современном казино. Тут, кстати, и возникают мелкие, но очевидные неурядицы. О каких картах и выигрышах мог думать солдат в 1942-м? И в какой такой игорный дом Герман направился в 1953-м?    

Пожалуй, только две сцены в этой концепции действительно тронули. Трагический романс Полины, который всегда режет слух, пропетый в светлице Лизы, здесь, напротив, очень осмысленно попал в историческую канву. В доме Графини – лазарет, кругом железные койки и медсестры… Приносят газету со страшными новостями, русская армия терпит одно поражение за другим. Газету передают из рук в руки: кто-то смахивает слезу, кто-то рыдает, кто-то падает без чувств. Так что романс Полины действительно превращается в плач. Второй удачный момент связан с образом Графини. Она, расшвыряв подарки Вождя (ананасы и рябчики) нищим соседкам, остается одна и оплакивает свою жуткую жизнь – в вечном страхе репрессий, она готова натужно улыбаться и плясать гопака по жесту Покровителя. Графиня вспоминает детство: словно мираж возникает маленькая девочка в красивом белом платье с большим бантом на голове и красным мячом. В отчаянии она горстями глотает таблетки, так что никакой Герман с его безумными требованиями ей уже не страшен.  

Эта малышка в первой картине не побоялась подойти к дяде, которого даже взрослые считали страшным человеком, она же, только огромных размеров, является как призрак графини. Все-таки грань между наличием вкуса и его отсутствием очень зыбкая…

Когда Дмитрий Сибирцев стал директором театра, он возмущался выбором прошлого руководства – как можно планировать «Тристана и Изольду», когда в театре нет подходящего исполнителя на партию Тристана? То же самое хочется спросить теперь его, только относительно Германа. Премьерный спектакль пел Роман Муравицкий из Большого театра: ему, к сожалению, эта партия уже не по зубам, слишком много провалов. Но – знаменитая ария «Что наша жизнь?» все-таки прозвучала достойно, в первую очередь с точки зрения произнесения текста, каждая интонация – отчаяние, дерзость, вызов – била в точку. И образ сумасшедшего, что режиссер пытался навязать с первой картины, сработал только здесь, в остальных сценах выглядел нелепо. Очевидно, режиссер пытался создать демонический образ, который рушит все, к чему прикасается. Но, как ни странно, не нашел приемов. Герман весь состоит из «вампучных» штампов: он нервно мечется, заламывает руки, валится на колени, хватает собеседника за грудки и т.д. Это на корню ломает лирическую линию, так чутко выписанную Чайковским, который, против Пушкина, подарил этому человеку чувство настоящей любви. Кстати, художник Виктор Герасименко в своей концепции это учитывает: в основе композиции спектакля – полная нежности скульптура «Амур и Психея» из Летнего сада.

Дирижер Александр Самоилэ выдающуюся работу не продемонстрировал, но спектакль (за исключением досадных расхождений с хором в первом действии) сделал крепко, местами – вроде сцены в спальне Графини – даже вдохновенно. Молодцы солисты «Новой оперы», хочется их поздравить – особенно тех, для кого эти партии были дебютными: замечательные Роман Бурденко (Томский), Ирина Ромишевская (Полина), Агунда Кулаева (Графиня), Марина Нерабеева (Лиза) и, конечно, Василий Ладюк (Елецкий) скрасили некоторые нелепости происходящего на сцене. Так что неугомонный зритель, сдавшийся в середине спектакля, многое потерял.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Варшава дорожит своим главным советником по России

Варшава дорожит своим главным советником по России

Андрей Серенко

Славомир Дембский продолжит руководить ведущим польским «мозговым центром»

0
503
100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

0
333
Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Татьяна Астафьева

0
718
«Газпром» заинтересовался «высокоточными болотоходами»

«Газпром» заинтересовался «высокоточными болотоходами»

Сергей Иванов

Техника «Курганмашзавода» позволит добраться до самого богатого месторождения газа в России

0
695

Другие новости

Загрузка...