0
2552
Газета Культура Интернет-версия

17.04.2015 12:33:00

Балет с горчицей

Тэги: балет, сон в летнюю ночь, мендельсон, карелия, музыкальный театр


балет, сон в летнюю ночь, мендельсон, карелия, музыкальный театр Фото предоставлено пресс-службой Музыкального театра Республики Карелия

Балетпоставлен на музыку Феликса Мендельсона. За сюжетную и, собственно комедийную составляющую постановки отвечает не только Уильям Шекспир, но и автор либретто Ольга Погодина-Кузьмина.

Либретто получилось довольно объемным и, если честно, весьма запутанным. И без того не линейный сюжет шекспировской пьесы слегка изменен и дополнен комментариями автора, который, кажется, не может выбрать - быть ли ему ироничным или изящно-остроумным, жечь глаголом юмора или остановиться на полунамеках. К тому же, дважды сказанная шутка, как известно, перестает быть смешной, а либреттист приемом повторения отнюдь не брезгует.

В обход Шекспира в сюжет вводят, как самостоятельного персонажа, Горчичное зерно, которое вместе с Обероном поясняет зрителям ход сюжета, цитируя отрывки из пьесы, Пак становится тем самым пажом, и-за которого ссорятся боги, а в Осла превращается Тезей, а не Моток, которого вообще из повествования исключили за компанию со всеми его друзьями.

Строго говоря, спектакль нельзя отнести к чистому жанру, он стоит на стыке, и стык этот не всегда герметичен. Иногда соотношение декламации, пантомимы, пения и танцев преднамеренно создает контраст, способный вызвать улыбку - например, колыбельная для Титании исполняется под мощые гитарные запилы, а иногда мизансцены просто не продуманы: так, ссора Гермии и Елены, вербально представленная в виде схватки спортивных комментаторов, пластически выражена в абсолютно синхронном дуэте двух балерин.

Горчичное зерно (актриса Анастасия Перелешина) и Пак (Такахиро Цубо), настойчивые и вездесущие протагонисты комизма в этом балете, на протяжении двух актов заигрывают и со зрителями, и друг с другом. Горчица то смущает своими обращениями "мужчину во втором ряду", то оборачивает текст Шекспира в покров феминистического возввания ко всем женщинам, то превращается в ведущую новостей, сообщая Оберону о происходящем на сцене. А Пак отвечает за превращение спектакля в комедию положений, отчаянно корча рожи и с разбега врезаясь в портал сцены.

Партия Пака сочинялась, скорее всего, специально под солиста, чей высокий и легкий прыжок в сочетании с изящным сложением несомненно украшает классический репертуар театра. Однако заставив Пака крутить шене и пируэты, Симонов отбирает у него возможность реализовать комическую природу своего персонажа пластически, оставив из всей палитры инструментов только довольно примитивную пантомиму и походку вразвалочку.

Лизандр (Иван Азанов) и Деметрий (Артур Геворгян) - этакие пацаны с района, постигающие все сложности любовных отношений за компанию со своими подругами Еленой (Татьяна Павлова) и Гермией (Анастасия Лодде) через ряд гармонично-симметричных дуэтов и забавных мизансцен, неожиданно задают хороший тон и ориентир всему спектаклю, разбавляя довольно терпкий - горчичный - вкус лаконичностью своего танца.

Титания в исполнении Алевтины Мухортиковой - царственная и чувственная повелительница эльфов, гранд-дама волшебного королевства, воспринимает все проиходящее довольно серьезно, решительно бросаясь в руки Оберона (актер Алексей Шутов) и сладострастно обнимая Тезея (Ильшат Умурзаков), превращенного в осла. Любовь же ее с Обероном красноречиво выражена в замысловатом и нежном танце рук в финале второго акта балета.

И лишь Ипполита (Елена Головина) в отличие от всех остальных персонажей не принимает активного участия в разворачивающихся событиях, лишь иногда присоединяясь то одной, то к другой группе танцующих. Кордебалет, кстати, присутствует на сцене добрую половину спектакля - то двигая сюжет, то просто красиво занимая сценическое время. Но каждое его появление - эффектно, не в последнюю очередь за счет костюмов Стефании фон Граурок, которая решила спектакль в духе театрально-цирковой эстетики, подчеркнув этим одновременно сюрреалистичность сюжета и его тесную связь с реальным миром. Декорации Эмиля Капелюша и световое оформление Александра Мустонена этой мысли художницы не противоречат.

Венчает спектакль свадебный марш с участием всех героев балета: Титания счастливо отплясывает с Обероном, Ипполита с Тезеем, а Гермия, Елена, Лизандр и Деметрий наконец-то разбрались, кто кого любит. И даже Пак тащит Горчичное зерно под венец. Одним словом, танцуют все!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пашинян объявил себя освободителем

Пашинян объявил себя освободителем

Игорь Селезнёв

Власти Армении оказали беспрецедентное давление на оппозицию

0
520
Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Дмитрий Тараторин

Минск борется с санкционным прессом на всех направлениях

0
472
Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Михаил Сергеев

Правительство признает спад производства в некоторых секторах промышленности

0
505
Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Иван Родин

Депутаты единогласно утвердили министра транспорта после пяти вопросов

0
476

Другие новости