0
6523
Газета Культура Интернет-версия

20.02.2016 00:01:00

Туминас поставил "Катерину Измайлову" без огонька

Тэги: большой театр, опера, шостакович, катерина измайлова, римас туминас


Призрак Бориса Тимофеевича преследует Катерину.	Фото Дамира Юсупова/Большой театр
Призрак Бориса Тимофеевича преследует Катерину.
Фото Дамира Юсупова/Большой театр

На исторической сцене Большого театра – премьера оперы «Катерина Измайлова». Наконец, идея представить драматических режиссеров на оперной сцене дала положительный результат: худрук Театра им. Вахтангова Римас Туминас представил свое, довольно убедительное прочтение оперы Шостаковича.

В интервью к премьере Туминас говорит о своей идее: его спектакль – о свободе, а ключевая тема (для постановочного решения) – каторга или, точнее, каторжники. У Шостаковича они появляются в последнем действии, Туминас выводит их в самое начало спектакля. Он начинается в абсолютной темноте, так же и заканчивается. К сожалению, страшный финальный аккорд прерывается аплодисментами, а куда эффектней было бы «услышать» эту «черную дыру», ощутить весь ужас той истории, которая только отзвучала. Тем более что постановщик нас пытается от него увести, то и дело выпуская на сцену (честно говоря, совершенно не к месту) артистов погорелого итальянского театра.

Сценограф Адомас Яцовскис, постоянный соавтор Туминаса, создает серое, унылое и даже душное пространство: по обеим сторонам сцены – две неровные кирпичные стены; есть ворота, но нет дверей – скорее щели. Сверху это пространство «придавлено» балками, их много, они опасно шатаются... В финале балки одни опустятся вниз и станут паромом, другие (вертикальные) – покосившимися путевыми столбами: жуткое зрелище.

Возвращаясь к каторжникам – в начале спектакля они стоят спиной и медленно удаляются в глубь сцены, высвобождая молодую купчиху или, быть может, ее воспоминания? Да, собственно, каторжники, по идее режиссера, тут все – и работники Измайловых (в «похоронном поезде» Бориса Тимофеевича им разве что кандалов не хватает), и его невестка, и его собственный сын. Зиновий Борисович (очень точная работа Марата Гали) – нервный, запуганный, он и от славословий работников отмахивается – даром что их хозяин. Сам же Борис Тимофеевич (выразительный и фактурный Андрей Гонюков) – жестокий, лютый рабовладелец с признаками маниакальной паранойи. Его пальто и жилет под ним застегнуты на все пуговицы, он то и дело сдабривает приказы ударом плети, обязательно, прежде чем войти на свою половину, вытирает ноги о невидимый коврик – во всем должен быть порядок! Но ночью в нем просыпаются бесы, и он, трясясь, блуждает по двору.

Все это Катерине чуждо – «в девках лучше было, хоть и бедно жили, но свобода была», это одна из ее первых реплик. Эта греза – о том, как было, только и поддерживает ее существование в доме Измайловых. Она ловит первые солнечные лучи весны и забывается в мечтах, отрезвляемая лишь плеткой свекра. Она отчаянно пытается вернуть себе способность чувствовать – любовь, жизнь. Туминас, в целом сдерживая натурализм, в некоторых моментах постановки позволяет смелые жесты: так, наблюдая за играми голубок, Катерина начинает ласкать себя. Татьяна Ларина ХХ века. Как и пушкинскую героиню, ее «будит» новичок – наглый, дерзкий и даже бесстрашный аферист Сергей: мало какому работнику Бориса Тимофеевича придет в голову побороться с купчихой, да еще и завалить ее на землю. Не мужчину – скорее того, кто способен бросить вызов рабской жизни, чует в нем Катерина, его она ждала. И ради него она идет до конца. Умирает она много раньше финала, по Туминасу, духовная, моральная смерть медленно настигает ее с осознанием содеянного, вместе с раскаянием. Уже на свадьбе Катерина еле стоит на ногах и посреди церемонии устремляется туда, где лежит ее умерщвленный муж. «Вяжите!» – кричит она приставам, даже не для того чтобы защитить Сергея (ее, купчиху, никто и не собирался арестовывать, только мужика, из работников выбившегося в мужья), а чтобы снять крест с души.

Но точку в жизни физической ставит измена Сергея: Катерина всеми силами цепляется за его любовь – или свою жизнь (ведь только он связывает ее с этим миром)? Она, униженная, просит самую малость – быть рядом. Но, как известно, его циничная измена Катерину убивает. В своем последнем ариозо у черного озера она уже чувствует смерть или даже другую жизнь, которая даст покой, одной ей ведомый: к Катерине словно возвращаются те самые ощущения теплого весеннего солнышка.

Вместе с тем в стремлении облегчить спектакль от бытовых подробностей (которые включают не только, скажем, момент подмешивания отравы, но и откровенные любовные сцены) режиссер иногда промахивается мимо авторской воли. Самый очевидный момент – первое свидание Катерины и Сергея, где композитор очень выпукло прописал все детали, вплоть до оргазма, но в Большом театре ничего такого на сцене нет.

Не слишком чувствительно отнесся режиссер и к интермедиям (впрочем, сам он признался, что они ему мешали): симфонические переходы от картины к картине порой или идут против музыки, или нелогичны, или неуместны. Скажем, сцена издевательства над Аксиньей повторяется дважды, только сначала без пения. Другой момент – выход духового оркестра после похорон Бориса Тимофеевича: казалось бы, логично – проводили с честью. Но, увы, музыка здесь вопит о преступлении: Катерина перешла черту, здесь – начало ее конца. Не место здесь начищенной парадной меди. О неуместных заигрываниях заезжей театральной труппы, призванной дать разрядку, уже шла речь выше.

Удивительно, что на главные партии приглашены западные артисты. На первый взгляд. На второй – возможно, именно чужой менталитет и дает такой потрясающий эффект. Действительно, отстраненность, незнание бытовых подробностей, которые так хорошо представляют начитанные российские певцы, да и неначитанные тоже, ибо купчихи, дворы, плети – в исторической памяти, освобождают артистов. Они могут сосредоточиться только на чувствах и их воплощении в драме. Бешеная энергетика, колоссальное погружение в ситуацию, вокальный драйв – все это увлекает, забирает, ошеломляет. Туминас ставит сложные задачи – они справляются, ведь многое им приходится играть глазами (о скромности постановки уже шла речь). Не менее сложные задачи ставит Туган Сохиев – все, каждое слово нужно не выговаривать (здесь, понятно, у иностранцев проблема) – интонировать так, чтобы интенция была ясна. Надя Михаэль и Джон Дашак держат в своих руках весь спектакль и оркестр – один из редких случаев, когда критик в зале совсем не думал о качестве – повода не было, можно было сосредоточиться на образе. Возможно, не столь выпуклом, как в иных случаях (вспомним гастроли на «Золотой маске» Новосибирского театра с Теодором Курентзисом за пультом: сколько живой, даже животной страсти было в том оркестре, как страшен он был!) – но здесь и задача стояла другая, когда режиссер говорит о несвободе, тон задает тихое завывание холодного ветра, что начинает и завершает спектакль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1614
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
792
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4047
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3141

Другие новости