0
5618
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2016 00:01:00

Кто виноват? Пушкин!

Тэги: опера, золотой петушок, дмитрий бертман, геликон опера, дюссельдорф, аксель кобер


опера, золотой петушок, дмитрий бертман, геликон опера, дюссельдорф, аксель кобер Опера «Золотой петушок» дает простор для смелых трактовок. Фото с официального сайта Немецкой оперы на Рейне

Премьера «Золотого петушка» Римского-Корсакова в постановке худрука московской «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана состоялась в Немецкой опере на Рейне в Дюссельдорфе. Музыкальным руководителем спектакля стал маэстро Аксель Кобер.

Европейские театры как один набросились на русскую оперу: в Ковент-Гардене совсем недавно показали премьеру «Бориса Годунова» Мусоргского с Брином Терфелем в титульной партии, в Базеле Василий Бархатов поставил «Хованщину», в Париже Дмитрий Черняков соединил «Иоланту» и «Щелкунчика» Чайковского, он же в следующем сезоне представит в Париже «Снегурочку» Римского-Корсакова. Есть соблазн связать такую эпидемиологическую вспышку интереса к русской опере с резким изменением политической ситуации, спровоцировавшей иностранцев понять, что же такое эта Россия и ее дикие обитатели, настолько ли уж они дикие и можно ли с ними иметь дело. Хотя репертуарные планы верстаются в европейских театрах на несколько сезонов вперед, поэтому не исключено, что это всего лишь стечение обстоятельств.

«Золотой петушок» – не совсем реликт на европейской сцене.Тем не менее для подавляющего большинства слушателей, оказавшихся на дюссельдорфской премьере, спектакль стал первым знакомством с этой оперой. Даже звезда Большого театра 1980-х Галина Калинина (на чью Лизу в «Пиковой даме» Чайковского и многие другие звездные партии в свое время было не достать билетов), приехавшая поддержать режиссера, призналась, что впервые услышала «Золотого петушка», поскольку во время ее триумфов в Большом опера там не шла. Для полноты знакомства немецкоязычной публике был предложен информационно насыщенный буклет, в котором был собран блок драгоценных текстов Анны Ахматовой, Вашингтона Ирвинга, Николая Бердяева, проливающих свет на загадочную историю «Золотого петушка». Там же можно было прочитать и слова самого композитора, воспоминания Игоря Стравинского о своем учителе. Интендант Дрезденской оперы Вольфганг Роте в антракте обескураживающе заметил, что в момент мировой премьеры «Золотого петушка» в России был царь – «царь у вас есть и сегодня». Режиссер Дмитрий Бертман и в самом деле использовал богатый смысловой ресурс оперы-сатиры, нарядив сказочных героев в отнюдь не сказочные, а очень даже прозаичные костюмы то ли нашего времени (художник – Эне-Лиис Семпер), то ли времен первого президента России – «царя Бориса». Впрочем, на портретном сходстве режиссер не настаивал – лишь жирно намекал. А вот рифма с эпохой, в которую он перенес действие сказки, оказалась расплывчатой. Судя по более чем актуальным гигантским кускам санкционных сыров, которые тащила с собой свита царя Додона, вернувшаяся вместе с Шемаханской царицей, время на дворе обозначалось сегодняшнее. Но когда эти куски выложили на пол для продажи – в голове российских зрителей мгновенно всплыли картины лихих 1990-х с их рынками.

Листая буклет, можно было наткнуться на фотографии царя Николая II с его благоверной Александрой Федоровной, урожденной принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской. И когда царь Додон появился в этом шествии рядом с «завоеванной» Шемаханской царицей, вмиг подумалось: а ведь вот он, выход из кризиса! Надо только и всего-то оженить президента с заморской царевной – и будет нам снова сыр в изобилии. Впрочем, как известно, брак этот, по Пушкину, все равно не принес ничего хорошего. Да и Дмитрий Бертман не стал настаивать на таком решении проблемы. В его интерпретации Шемаханка – нечто вроде голливудской дивы или даже шпионки Маты Хари. Свою выходную многокуплетную арию она исполнила… на четырех языках, что стало ноу-хау этой постановочной версии. Ее «шатер» – черный квадрат, то есть куб, из которого она вышла со свитой агрессивно гламурных юношей и девиц, одетых в ослепительно-золотые эротичные шортики и топики. Да и царица не отказалась бы от стрип-откровений. У Антонины Весениной, молодой солистки Мариинского театра получилось создать образ взбалмошной, но очень коварно расчетливой женщины-вамп, истосковавшейся по большой человеческой любви. Своим властно обольстительным вокалом она пленила не только Додона, но и слушателей.

Блюстители нравственности (а в голове российского критика сегодня не может не пульсировать эта неотвязная мысль), хлопочущие о верности тексту классиков, в данном случае оказывались безоружны. Ведь «Золотой петушок» — сказка, в которой все — маски, все — сплошная условность, годная для любых самых смелых пророческих истолкований. Имея дело с едкой сказкой, отчетливо артикулированной как сатира не только у гениального Пушкина, но и у не менее гениального Римского-Корсакова, который красиво прошелся по всем российским бедам, режиссер здесь может быть предельно смелым, и Дмитрий Бертман им был.

Не обошлось, правда, без выходки местных законников. Как гром среди ясного неба гринписовцы возмутились эксплуатацией живого петушка, причем в последний момент – во время генеральной репетиции. Пришлось прибегнуть к замене живой натуры игрушкой, которая смотрелась куда ярче живой птицы. Конечно, у зрителей намного сильнее сжались бы сердца, если бы после наблюдений за живым петушком они увидели варварское поедание зажаренного животного, которое учинила ключница Амелфа в отсутствие царя, явно замыслив поскорей сесть на трон. А так все выглядело менее болезненно, но хищный нрав своей недалекой героини, одетой в блузку и серую юбку секретарши, меццо-сопрано Рене Морлок продемонстрировала очень аппетитно. Аппетитными были все без исключения актерские работы солистов. Баритон Борис Стаценк, которому досталась партия дурака-царя Додона, был бенефициантом премьерного вечера — он представил остро карикатурное воплощение этого образа. Как же колко, в десятку, удалось Дмитрию Бертману ударить по безнадежной идеологической установке на запрет, в частности, мата, а в одной из сцен в руках царя и его горе-воеводы, вечно пьяного Полкана, оказался порножурнал под названием Poushkine.

В финале алчный и неумный царь вслед за Звездочетом (в превосходном исполнении тенора-альтино Корнеля Фрея) отдал концы, но после хора плакальщиков вдруг возник в глубине сцены в том самом черном кубе, помахивая ручкой, подобно призраку. Не без горечи признавал режиссер, что из этой провидческой сказки добры молодцы не могут извлечь никаких уроков.

Дюссельдорф–Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1859
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
889
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4464
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3472

Другие новости