0
1564
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2017 17:59:00

Радуйтесь новому, стыдитесь старого

Тэги: фестиваль, театр, спектакль, брехт


фестиваль, театр, спектакль, брехт Фото с сайта Русского драматического театра Латвии

Фестиваль ежегодно проводит театр «Балтийский дом». Нынешний, девятнадцатый, открылся спектаклем Русского драматического театра имени Михаила Чехова Риги «Добрый человек из Сезуани» Бертольта Брехта. Известный театр с традициями представил молодежный спектакль в новом переводе Егора Перегудова в постановке Элмара Сенькова. Нельзя не приветствовать доверия руководства театра молодым создателям и участникам спектакля, яркого, интересного, во многом отвечающего современной эстетике, подтверждающего мысль Герцена о том, что только бездарность свободна от духа времени. Однако в угоду современности принесены немалые жертвы.

Новый перевод отличается от классического перевода Юзефа Юзовского и Елены Ионовой повседневным, лишенным красок, переполненным бытовизмами языком. Этот язык понятен и привычен. Эмоциональность в нем подменяется криком. Создатель эпического театра Брехт - художник слова. Его гротесковые, ироничные и поэтичные речевые характеристики персонажей в спектакле стерлись, что особенно ощущается в стихах, перевод которых не идет ни в какое сравнение с мастерским переводом Бориса Слуцкого, передававшего все смысловые нюансы.

Все же в спектакле нашлось место метафорам, придающим объем происходящему. Время от времени парящий в вышине самолет, напоминающий игрушечный или бумажный, олицетворяет мечту о полете не только безработного летчика, но и героини, мечтающей о любви. Эта идея режиссера и (или) сценографа Катрины Нейбурги восполняет линейность действия, давая место поэзии. Пирамиды пустых, изящных ящиков из реек, условно заполненных табачными изделиями лавочки героини, собираются, убираются и, наконец, с грохотом падают. Образ точный, брехтовский.

Безусловная удача спектакля – образ доброй Шен Те и злого Шуй Та в исполнении Екатерины Фроловой. Молодая актриса соответствует эстетике эпического театра Брехта, совместив интеллектуальное начало с поэтическим, вскрыв философию этого двойственного образа. Брехт неоднократно делал адаптации классики. Создавая образ Шен Те и Шуй Та он не мог не иметь в виду эффект доппельгенгера, двойника, антитезу личности, характерного для романтиков.

Брехт отрицал перевоплощение, считая, что техника остранения позволяет актеру показать критическое отношение к происходящему. Актриса демонстрирует тот редчайший случай, когда это происходит на наших глазах. При этом она не теряет обаяния, внушая симпатию к своей героине или же неприятие ее двойника. Однако в спектакле это удается только ей. Большинство актеров кого-то или что-то изображают. Из-за сокращения текста роли неубедителен продавец воды Ванг (Евгений Черкес). Актеру трудно передать объем образа, являющегося у Брехта комментатором, свидетелем и участником непростых событий, выпавших на долю героини.

Банальная дань пресловутой современности – домовладелица Ми Цзю (Алексей Коргин). Актер изображает особу неизвестного пола: то ли это усатая старуха, то ли это тип нетрадиционной ориентации. Это вызывает хихиканье публики. Хотелось бы большей определенности в характере летчика Янг Суна (Виталий Яковлев). В нем есть мужественность, но нет порыва к мечте.

В молодежном спектакле принимают участие актеры среднего и старшего поколения. Игре Галины Российской (госпожа Янг - мать летчика) присуще аналитическое начало, которое требует Брехт. Актриса четко несет мысль: мир несовершенен, и женское, материнское уступает место хищническим инстинктам. Исполнители богов (Леонид Ленц, Игорь Чернявский, Яков Рафальсон) выполняют всего лишь служебную функцию. Между тем, текст позволяет продемонстрировать более определенное отношение к происходящему.

В связи с этим вспоминается «Калека с острова Иниишман» Мартина Макдонаха в Национальном театре Лондона конца XX века. Молодые актеры были намного ярче, достовернее актеров среднего и старшего поколения, игравших добросовестно, но тяжеловесно.

В рижском спектакле, возможно, это объясняется невниманием режиссера к персонажам. Этот момент легко устраним, и опытные актеры, безусловно, впишутся в спектакль, который должен совершенствоваться, как советует Брехт в «Покупке меди»: «Радуйтесь новому, стыдитесь старого». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
703
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1189
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1250
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1042

Другие новости