0
2857
Газета Культура Интернет-версия

25.04.2017 13:33:00

Юрий Арабов впервые вышел на театральную сцену

Тэги: арабов, чайковский, театр ермоловой, спектакль


Театр Ермоловой
Фото пресс-службы
Театра им. Ермоловой

Юрий Арабов не раз обращался к противоречивой биографии Петра Ильича Чайковского. Больше десяти лет назад выходил российский фильм режиссера Адель Аль-Хадада «Апокриф: музыка для Петра и Павла», который описывал один из моментов жизни композитора, когда тот приезжает в 1870-х годах в усадьбу в Каменки к своей сестре Александре и готовит в местной церкви хоровое сочинение. Уже состоялась премьера «Лебединого озера» и вынужденная женитьба на Антонине Милюковой, но признание в Европе еще впереди.

Пять лет назад Юрий Арабов предпринимал вторую попытку написания сценария о Чайковском. Это был фильм Кирилла Серебренникова к юбилею композитора. Картина так и не была поставлена из-за скандала с Минкультом и Фондом кино (фильму было отказано в финансировании из-за щекотливых подробностей личной жизни героя в сценарии). Хотя впоследствии режиссер говорил, что планирует вернуться к съемкам.

В Театре им. М. Ермоловой взяли именно осуществленный сценарий Арабова (возможно, потому, что создатели второго варианта байопика все-таки надеются выпустить картину и сценарий «не свободен»). Пьеса для кино с характерным для Арабова синтезом реализма и фантасмагории, хотя и идет с жанровым подзаголовком «трагикомедия» в трактовке режиссера Александра Созонова скорее походит на мистическую драму (один из главных эпизодов сценария - встреча Чайковского с поднявшимся из ада Моцартом). Но как признавался сам Арабов, его высшая задача и была в том, чтобы написать мистерию.

В спектакле, вписывающем исторических персонажей (сестру Чайковского и ее обширную семью) в надмирные дали, где витает душа гения, слишком увлекаются красивостями – всякого рода космическими слайдами, томными занавесями, отделяющими обывателей от человека особенного, тонко чувствующего. И в целом спектакль передает главный конфликт произведения, но одну его сторону, потому что в упомянутом фильме фактурно была раскрыта и очень тонкая идея Арабова о том, что и окружающие испытывают давление «ненормальности» и невольной тирании гения, подчиняя ему течение своей жизни.

В спектакле «Чайковский» меланхоличный молодой композитор, только начинающий всерьез осознавать свое призвание, а вместе с ним и свои социальные фобии, живет в параллельной реальности от«тины житейских мелочей» простого люда, явленного тут в заботливых, но хлопотливо-навязчивых родственниках, неуместно юморном слуге (Алексей Каничев), по-чеховски пошлой псевдо-жене (Анна Воркуева). Чеховских мотивов у Арабова - в избытке. В финале оказывается, что вся жизнь обычного человека – это ожидание света гения (семья, долго готовящаяся к приезду Чайковского, спустя несколько дней уже провожает его, не заметив внутренних страстей, мучений и сомнений последнего); что живут они его присутствием и вот снова обещают себе ждать и надеяться на новый приезд «вечного странника».

В постановке почти теряются трагикомические и абсурдистские нюансы текста, они напрямую здесь зависят от конкретных артистов. Так полнокровный образ удается создать Никите Татаренкову в роли настоятеля храма, единственному человеку в местечке, которому понятны и даже близки метания души Чайковского, его травестийный образ священнослужителя словно взят из другого сценария Арабова - «Монах и бес». В нескольких ироничных диалогах Сергей Бадичкин проводит характер станового пристава Антона Антоновича, не лишенного амбиций музыканта эдакого ценителя высокого в погонах.

Плоть человеческого содержания в «раскадрованном» спектакле, конечно, усечена по сравнению с потенциалом кино, для которого писался текст, поэтому даже к концу сложно составить мнение кто же такой этот гений Чайковский. Тем более что главная роль отдана Сергею Кемпо, который играет томного и склонного к депрессии молодого человека, но не более.

Художественным руководителем спектакля выступил Олег Меньшиков, только что отметивший первую «пятилетку» управления театром. Наверное, уже можно сделать какие-то выводы. К примеру, о том, что ермоловский театр пытается составить своеобычный репертуар. Правда, не всегда ясно на какую аудиторию.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пашинян объявил себя освободителем

Пашинян объявил себя освободителем

Игорь Селезнёв

Власти Армении оказали беспрецедентное давление на оппозицию

0
405
Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Дмитрий Тараторин

Минск борется с санкционным прессом на всех направлениях

0
369
Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Михаил Сергеев

Правительство признает спад производства в некоторых секторах промышленности

0
400
Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Иван Родин

Депутаты единогласно утвердили министра транспорта после пяти вопросов

0
372

Другие новости