0
4515
Газета Культура Печатная версия

19.01.2021 19:09:00

Галерея JART открыла год "Невинными шалостями"

Карнавал эпохи с вынутой сердцевиной

Тэги: галерея, jart, выставка, невинные шалости, технорококо


галерея, jart, выставка, невинные шалости, технорококо В «Технорококо» весь мир – в маске. Фото автора

«Невинные шалости. #ТЕХНОРОКОКО. Праздник – стиль – манифест» – проект куратора Сергея Хачатурова и художника Владимира Карташова, открывшийся в галерее JART, что квартирует в элитной новостройке на 3-й улице Ямского Поля. Редкий случай – вход в галерею платный: цены начинаются от 300 руб. Это плата за вход в мир, который, согласно манифесту нового стиля – технорококо, – «потерял плотность».

Молодой художник Владимир Карташов – участник многих проектов Сергея Хачатурова, в частности коллективной выставки «Птичий концерт» в Царицыне. Хронологически о ней бы надо писать прежде «Невинных шалостей», да музеи сейчас закрыты. В «Технорококо» у Карташова сольный выход. Прежде куратор и художник выступали в том числе с позиций кибербарокко, сейчас придумали технорококо, присовокупив к нему манифест, написанный наподобие манифестов авангарда.

Это технорококо, отталкиваясь от исторического стиля с «цивилизацией легкомысленной технократии», «узоров воображения», где «рокайльные орнаменты те же матрицы аффектов и состояний», смыкается тут с современностью, где властвуют «завитки сетевых узоров» и «вынутая сердцевина смыслов». «Галантный век» и «психоделика пиксельного мира» «компенсируют тему рассеяния идентичности», «сопротивляются эпидемиям, инкорпорируя их образ в карнавальные маски и костюмы». «Мы организуем праздник. Мы придумали новый стиль, ТЕХНОРОКОКО» – этими словами открывается нынешний манифест. И здесь можно вспомнить другой - например, выпущенный в 1913-м Ильей Зданевичем и Михаилом Ларионовым манифест "Почему мы раскрашиваемся": "Мы связали искусство с жизнью <...> Мы не стремимся к одной эстетике. Искусство не только монарх, но и газетчик и декоратор <...> Синтез декоративности и иллюстрации — основа нашей раскраски. Мы украшаем жизнь и проповедуем — поэтому мы раскрашиваемся <...> Мы же свергаем золото и каменья с пьедестала и объявляем бесценными. Берегитесь, собирающие их и хранители — вскоре будете нищими".

«Невинные шалости» – мир, где «Маскарадная лавка» перетекает в «Парковый павильон», «Лабиринт» и «Грот» (названия разделов). Здесь есть маски настоящие (перформанс-фьяба, в котором актеры театра «Товарищ» в масках комедии дель арте рассредотачиваются по выставке) и эмоциональные (принятые в обществе роли, олицетворенные сейчас старинными фарфоровыми фигурками, и становящиеся их гротескными тенями человечки, вылепленные Владимиром Карташовым). Есть холсты Карташова, у чьих героев, вне зависимости от степени их галантности или, напротив, современности, редко видны лица: их закрывают VR-очки, экран смартфона, или же лицо обращается в каменную маску, наблюдая за падающим в воду телефоном. Есть бесконечные виньетки сегодняшней дигитализированной жизни – гримасничающие эмодзи на стенах лабиринта. И есть сделанные художником специально к проекту маски. Все эти маски сделались гостями вечного карнавала, на котором эмоции и чувства заменены знаками состояний – оболочками в отсутствие той самой сердцевины, смайликами виртуальной реальности взамен живого разговора.

И знаете, эти картинки, в которых виньетки фона – лабиринта – живут равноправно с живописными панно Карташова, – могут даже раздражать. Вы их словно никак не можете запомнить, «схватить». Вычленить из потока. Это про пир во время чумы: ни то, ни другое не остановить. Ощущение, сейчас лишь усилившееся, но живущее константой в нашей современности давно.

Есть кураторы с книжным мышлением. Сергей Хачатуров из их числа. Именно через его тексты мысль (они изданы в виде газеты-каталога) здесь по-настоящему проявляется замесом рококо и современной digital-эстетики, романа Дидро «Нескромные сокровища» и овеществленных эмодзи, смелостью искать параллели культур (и разницу между ними), чтобы обнаружить, обнажить за этим праздником масок ощущение пессимистичное и страшное. Куратор запускает нас в этот лабиринт, напоминая, что мы заворачиваемся в виньетки, пытаясь спастись от пустоты. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

Елизавета Авдошина

Юбилейная выставка пройдет в Норильске, Новосибирске, Москве

0
1660
"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

Дарья Курдюкова

Биография пейзажа

0
2401
 Выставка "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

Выставка "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

0
1207
 Выставка "Сотворение мира"

Выставка "Сотворение мира"

0
1190

Другие новости