1
9789
Газета Культура Интернет-версия

04.05.2021 22:27:00

Моня Одессит

Как создавались лучшие военные песни композитора Модеста Табачникова. Вспоминает его сын

Евгений Табачников

Об авторе: К.м.н., врач-иглотерапевт

Тэги: табачников, поэзия, песни, военные песни, вов, великая отечественная война


табачников, поэзия, песни, военные песни, вов, великая отечественная война Фото из архива автора

Пусть время проходит, пусть годы летят, 

Друзей боевых не забудет солдат. 


В первый месяц обороны Одессы композитор Модест Табачников создал песню, нужную как воздух. Ее он написал вместе с поэтом Яковом Зискиндом – другом еще по совместной работе на одесской киностудии, где Табачников заведовал музыкальной частью. Песню назвали очень просто: «Я на фронт ухожу добровольцем». Композитор и сам в первые дни войны ушёл на фронт добровольцем. Песню напечатали в газете «Чорноморська Комуна» 9 июня 1941 года.  Проникновенные строки «Мне, товарищи, хочется жить, и творить, / И работать под солнцем. / Чтоб свободно дышать и любить, / Я на фронт ухожу добровольцем» - в те дни были понятны каждому.

Композитор был направлен в действующую армию, где в октябре 1941 года попал в станицу Каменскую Ростовской области, в штаб политуправления Южного фронта и редакцию газеты

«Во славу Родины». Здесь были написаны одни из лучших песен Табачникова –  «Давай, закурим» (стихи И. Френкеля) и «Одессит Мишка» (стихи В. Дыховичного).

Майор Илья Френкель служил в редакции фронтовой газеты “Во славу Родины”, а 28-летний майор Модест Табачников, руководил музыкальным ансамблем песни и пляски 2-й гвардейской армии. На репетиции концерта для руководства штаба Южного фронта ответственный за литературно-постановочную часть Френкель предложил своё стихотворение и спросил, возможно ли положить его на музыку. «У меня всегда в запасе было несколько мелодий, и я ответил, что уже есть несколько написанных музыкальных миниатюр, и что можно попробовать соединить со стихами одну из них. Проиграв на аккордеоне несколько со- чиненных мелодий, нашел вариант, в котором музыка легко соединилась с текстом. При этом попросил поэта непременно упомянуть родную Одессу. Так появилась строчка: “Снова нас Одесса встретит как хозяев, / Звезды Черноморья будут нам сиять... ” А на следующий день родилась одна из самых популярных фронтовых песен», - вспоминал композитор, рассказывая про «Давай, закурим». Впервые эту песню исполнили  в новогоднюю ночь с 31 декабря 1941 года на 1 января 1942-го.

IMG_2442.JPG
Фото из архива автора
А стихотворение «Одессит Мишка» сначала появилось в журнале. Его автор Владимир Абрамович Дыховичный в 41-м оказался среди моряков на Северном флоте, где писал и исполнял стихи и прозу, входя в различные фронтовые бригады.

«Стихи мне попали, – рассказывал Табачников, – совершенно случайно. Кто-то из корреспондентов дал почитать свежий номер журнала, и в нем я увидел строки: “Ты одессит, Мишка, а это значит...”, а мелодия уже была написана, и появилась песня, сразу ставшая популярной на Южном фронте. Она была о том, что Одесса снова станет нашей и в нее войдет “усталый

батальон…” – это в 41-м году, в 42-м и даже в 43-м году трудно было даже представить... а песня заставляла поверить и сражаться за победу, за Родину."

Эти две песни отца стали быстро набирать популярность не только на Южном фронте, а также во всех сражающихся частях. Их пели на передовой и в тылу.

В трудном для нашей армии 1942 году после отступления Советских войск под Харьковом и сдачи Ростова, Южный фронт подвергся расформированию. Сохранился документ, где на бланке Главного политуправления Красной армии приказано работнику ПУ фронта интенданту 2-го ранга, композитору Табачникову направится в резерв командования. И вскоре по предложению писателя Владимира Полякова,  уже в июне, Модест получил новое назначение – в «Веселый десант», бродячий фронтовой театр. Он начал сочинять музыку для спектаклей «Веселого десанта». Коллектив этого фронтового театра состоял сначала всего из девяти актеров.

IMG_2464.JPG
Фото из архива автора
Деятельное участие в его организации приняли журналисты  фронтовой газеты «Во славу Родины». Отец стал концертмейстером и заведующим музыкальной частью «Веселого десанта». Он написал песни, которые тут же подхватывались, передавались на слух и быстро распространялись по стране. Это новые «Песня о Москве», «Песня о Севастополе», «Казачья Кириченковская», «Песня о разведчике Балиеве», «Я верю, я жду, я тоскую» и другие. Пока это было возможно, на машине-полуторке, которая имелась в распоряжении «Веселого десанта», возили пианино, и Табачников сам аккомпанировал артистам. Когда в одной из очередных переправ с громоздким инструментом пришлось расстаться, отец вооружился гитарой и трофейным аккордеоном. Позднее музыкальная часть была усилена профессиональным баянистом и двумя бойцами, игравшими на балалайках и гитарах.

Эмблемой театра сделали раскрытые парашюты, которые «приземлялись» в самых разных местах: сегодня – у кавалеристов, завтра – у летчиков или в госпиталях. Театр завоевал популярность, бойц на передовой с восторгом встречали концерты с пародиями, песенками, анекдотами и смешными лекциями. 

IMG_2502.JPG
Фото из архива автора
Модест написал в своих воспоминаниях: «Я еще много дорог прошел с армией и много увидел, многое запомнил. Но одним из ярких воспоминаний у меня о тех военных днях остался наш маленький театрик “Веселый десант”, созданный молодыми московскими артистами, ленинградским писателем и композитором одесситом».

Интересно сложилась дальнейшая судьба самых удачных и любимых  песен Табачникова. 21 февраля 1943 года песня «Давай закурим!» впервые прозвучала в исполнени Клавдии Шульженко в её театрализованной программе «Города-герои» на сцене московского Театра сатиры, и в вскоре она стала всенародно любимой.

А  «Ты, Одессит Мишка» исполнил Леонид Утёсов в ноябре 1942 года в киноальманахе «Концерт фронту» к 25 летию Великой Октябрьской Революции. (Режиссёр М.Слуцкий, сценарный план А.Каплера). Леонид Утёсов был среди самых известных артистов страны. Его исполнение Мишки в образе матроса Лени в финале концерта стало «ударным номером». Успех превзошёл все ожидания, хотя нужно отметить, что в титрах не указывались авторы произведений. А через полгода, в 1943 году джаз-оркестр, под управлением Л.Утёсова выпустил пластинку «Одессит Мишка», где на этикетке значилось: музыка - М. Воловац.

IMG_2436.JPG
Фото из архива автора
Таким образом, в то время когда отец находился в действующей армии, оркестровку и аранжировку его песни для джаз-оркестра сделал дирижёр Михаил Воловац, работавший с Утесовым, фактически присвоив себе авторство песни. Вскоре после того, как тираж грампластинки появился,  Воловац покинул оркестр, получив в 1943 году место дирижёра в театре Музыкальной комедии, где он дальше и работал. Сейчас в интернете можно встретить два варианта авторства музыки «Мишки», чаще указывают Табачникова, но иногда и Воловаца. На самом деле в “Музыкальной энциклопедии” том 6, ( “Советская энциклопедия”, 1982 год),  стоит  фамилия отца. Авторское право Табачникова подтверждено и в ВААП/РАО и в Первом Муз. Издательстве. Современные исполнители А.Скляр, Хор Турецкого и другие придерживаются Закона по охране авторских прав, указывают Табачникова. 

Михаил Воловац был, безусловно, талантливым дирижером и джазовым аранжировщиком, но создание мелодии – заслуга композитора, и авторство Табачникова в случае с «Одесситом Мишкой» неоднократно подтверждалось музыковедами. Память о создании этой песни особенно дорога нашей семье. «Мишка» - произведение об обороне Одессы, в которой ни Воловац, ни Утесов не принимали участия, а отец там сражался, пройдя весь путь отступления 1941-1942 годов.

Хочу процитировать запись конферансье, режиссёра и администратора театра «Веселый десант» Л. Гарфельда «Из фронтового дневника»: «21 сен.1942 года. К морякам-пехотинцам. Забираемся в горное ущелье. Дороги нет. Село Большое Псеушхо. Матросы держат оборону в горах. Прикрывают с севера Сухуми и Сочи... Это они, эти моряки, последними уходили из Севастополя. Табачников поёт своего «Одессита Мишку». Повально плачут.»

В той же книге «Подвиг актера», ВТО, М.,1970 г.,  В. Поляков пишет об отце: «Этот рыжий Моня, беззаветно влюблённый в свою родную Одессу, за которую мы сражались на Южном фронте, человек огромнейшей смелости и большого таланта, создал с нашими поэтами немало песен.... «Одессит Мишка», «Давай закурим», «Песня о Севастополе», «Ястребки», «Дон мой, Кубань ты моя».... Он сам замечательно исполнял свои песни, восполняя отсутствие вокальных данных глубиной чувств, волнением, вкладывая в исполнение своё трепетное сердце, всю свою душу.»

Справедливость в уточнении авторства была восстановлена только спустя годы. Когда после войны велась борьба с «безродными космополитами»  Лёдик просил Модика не привлекать к истории излишнего шума.  Утёсов с Табачниковым написали письмо об авторстве лишь в семидесятых годах в тогдашний ВААП.

 Дружба отца с Утесовым была тёплой и настоящей. Дома в кабинете  висели  фотографии друзей, среди которых почетное место занимал Леонид Осипович. Можно прочитать посвящение: «Моему Модику от его Лёдика». Утесов за весь период их творческого содружества исполнил 21 песню, написанную специально для него композитором! «Одессит Мишка», “Нет, не забудет солдат”, “Одесский порт” и «У Черного моря», стали визитной карточкой певца. Утёсов так любил эти песни, что часто пел их просто так, без концерта. 

Я помню, что приходя к нам домой, он первым делом шел к роялю.  Модест садился за инструмент, и начинался импровизированный концерт. И только потом садились за накрытый стол, мама всегда подавала рыбу по-еврейски и фаршированные яйца.

В дни празднования Победы фронтовые песни будут звучать повсюду. И хочется, чтобы люди помнили авторов, и легендарных исполнителей. Помнили Утёсова и моего отца, композитора Модеста Табачникова.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


И каждый из нас стал тих

И каждый из нас стал тих

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

К 65-летию поэта и трибуна Всеволода Емелина

0
3993
Тайный Платонов и творческие мускулы Феллини

Тайный Платонов и творческие мускулы Феллини

Елена Федорчук

Дорога к мировым культурным ценностям никогда не бывает закрыта

0
1487
Вечер в красном

Вечер в красном

Галина Ахсахалян

Стихи о любви прозвучали в Российско-немецком доме

0
1211
А Муза и глохла и слепла

А Муза и глохла и слепла

Марианна Власова

В театре Вахтангова почтили память Анны Ахматовой

0
1337

Другие новости