0
3488
Газета Культура Печатная версия

26.09.2021 18:28:00

Политику обернули культурой

В Музеях Кремля открылась выставка "Франция и Россия. Десять веков вместе"

Тэги: музеи кремля, выставка, франция, россия

Полная online-версия

музеи кремля, выставка, франция, россия Роскоши на этой выставке самое место. Фото агентства «Москва»

Границы закрыты, политические отношения далеки от стабильности, и перекрестный Год межрегионального сотрудничества России и Франции отмечают выставкой дипломатических даров. Известное дело, в напряженные времена культуру всегда считают спасительной нитью.

Сейчас в этом должны убедить две сотни экспонатов, собранных не только по российским музеям: что-то привезли из Версаля и Национальной библиотеки Франции, что-то – из лондонского Музея Виктории и Альберта. Понять историю взаимоотношений по подаркам (пусть тексты к разделам и напоминают об исторических вехах), тем более сделанным с политическим политесом, конечно, непросто, но можно воспринимать как набор эпизодов, порой подкрепленных необычными вещдоками.

Дипломатические и культурные связи двух стран стали на регулярные рельсы после визита во Францию Петра I в 1717 году, и XVIII веку сейчас посвящен самый большой раздел. Но в целом зрителя ведут от XI века с так называемом Реймсским Евангелием и грамотой с подписью княжны Анны Ярославны до эпохи Николая II и императрицы Александры Федоровны, переименовавших в Зимнем дворце Серебряную гостиную в гостиную Людовика XVI.

О том, как попало во Францию Реймсское Евангелие, спорят. По легенде, его привезла с собой дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, в 1051 году ставшая женой Генриха I. Сегодня оно хранится в библиотеке Реймса. Состоящее из двух частей, написанных на древнерусском и хорватском изводах церковнославянского языка, Евангелие еще называют Славянским, и его история за столь почтенный возраст обросла множеством легенд: версия о том, что во Францию его доставила Анна Ярославна – лишь одна из них. То предполагали, что в Реймсе оно оказалось усилиями архиепископа Эббона Реймсского (хотя тот действовал в IX веке), то стараниями знаменитого графа Фландрии и императора Латинской империи Балдуина. Самой правдоподобной гипотезой в музее считают ту, согласно которой рукопись с конца XIV века находилась в Праге, в XVI стала частью библиотеки графа Лотарингского Шарля де Гиза, а когда его не стало, пополнила собрание библиотеки Реймсского собора. По другой прославляющей это Евангелие легенде, его использовали во время коронаций французских монархов (веками они проходили именно в Реймсе). Но и она нуждается в подтверждении. Тем не менее этот памятник в историю политики вошел прочно. В 1717 году его показывали вице-канцлеру Петра I барону Петру Шафирову, в 1901-м – Николаю II, наконец, первый же текст в выставочном зале сообщает, что в 2017-м президент Владимир Путин подарил копию хранящегося в Реймсе документа своему коллеге Эмманюэлю Макрону.

Гостиная в Зимнем дворце, переименованная Александрой Федоровной в честь казненного революционерами Людовика XVI, по словам музейных сотрудников, известна с архитектурной точки зрения – и почти не знакома публике с точки зрения ее наполнения. Там хранились памятные вещицы, полученные императорской четой во время визита в Париж в 1896 году на церемонию закладки моста Александра III: туалетные коробочки, служебник французской королевы Марии Лещинской, золотой набалдашник трости с арапчонком и всевозможные табакерки, включая и ту, на которой гризайлью выведены нежные профили детей Людовика XVI.

Тут показаны знаменитые лиможские эмали, шпалеры (вдохновившись французской мануфактурой, Петр I велел учредить в России свою), служившие дипломатическими подарками пышные сервизы, экспонаты, отправленные Россией на Всемирную выставку в Париже 1867 года (вроде шлема Федора Мстиславского, выполненного в Турции), остатки дорогого французского кружева, обнаруженные в 1922-м в ящике с вещами, что принадлежали последнему российскому императору и его супруге, всевозможные медали… Поводы к изготовлению этих медалей, как тут видно, бывали не только государственной важности: это и севрский фарфор с женскими профилями, олицетворяющими дружбу России и Франции (подарок Николаю II после визита на Севрскую мануфактуру), и, к примеру, медаль в честь князя Александра Куракина. Изготовлена она была в 1810 году в связи с ситуацией трагикомической: во время бала в честь женитьбы Наполеона и принцессы Марии-Луизы случился пожар, толпа сбила Куракина с ног, но «бриллиантового князя» спасла страсть к драгоценностям – обильно декорированный камзол нагрелся, но не загорелся. 

На выставке преобладают, разумеется, предметы из российских собраний, и хотелось бы «уравновесить» их большим количеством французских вещей, впрочем, это тоже можно счесть свидетельством политического климата.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 Выставка "Русский сад"

Выставка "Русский сад"

0
357
 Выставка  "Коллекция Фонда Still Art Шедевры мировой фотографии моды"

Выставка "Коллекция Фонда Still Art Шедевры мировой фотографии моды"

0
400
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1807
Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Светлана Гамова

В Тирасполе ждут признания независимости

0
1824

Другие новости