0
4375
Газета Культура Печатная версия

16.12.2021 19:15:00

Певцы из разных регионов России провели в Москве три недели и подготовили оперу Равеля

Дежавю как волшебство

Тэги: москва, творческий проект, оперный класс, молодые вокалисты, детская опера, морис равель


москва, творческий проект, оперный класс, молодые вокалисты, детская опера, морис равель «Дитя и волшебство» – это настоящая детская сказка, красочная, яркая, в меру назидательная и морализаторская. Фото © Фонд Елены Образцовой

В Москве прошел Молодежный образовательный творческий проект «Оперный класс» – его устраивал Фонд Елены Образцовой. Проект предполагает полный цикл подготовки оперного спектакля с молодыми вокалистами, многие из которых еще никогда не пели ни в театре, ни с оркестром. В этом году выбор пал на оперу Равеля «Дитя и волшебство».

Вокальные мастер-классы с ведущими педагогами (в этот раз наставниками выступили Марина Мещерякова и Дмитрий Вдовин), работа с концертмейстерами и языковыми коучами, репетиции с настоящим оркестром (в этот раз это прославленная «Музика вива») и маститым дирижером (этой осенью с молодежью работал маэстро Дмитрий Корчак – знаменитый белькантовый певец), работа с полноценной постановочной командой (режиссер, сценографы, видео-арт и прочее) – все это ради того, чтобы в финале вынести на суд публики полноценный оперный спектакль.

В прошлом году в рамках проекта подготовили спектакль «Амадеус» – длинное двухактное пастиччо из моцартовских арий из разных его опер, увы, в стройную картину так и не превратившееся. В этом году взяли задачу более реалистичную – одноактную детскую оперу Мориса Равеля «Дитя и волшебство». Короткое произведение, где за исключением главного персонажа – мальчишки-школьника – ни у кого нет больших партий: опера густо населена эпизодическими персонажами, у каждого из которых есть лишь краткая музыкальная характеристика. С этой точки зрения – произведение идеальное: не утомительное и такое, где можно вывести на сцену много неопытных молодых певцов без большого риска для них опростоволоситься.

Но, пожалуй, на этом преимущества равелевского опуса и заканчиваются.

Опера написана великим композитором для детей, по крайней мере так декларируется. Если взять сам сюжет Сидони-Габриэль Колетт и прочитать его поверхностно, то, в общем-то, его образный мир и дидактика покажутся очевидными и вполне адресными. И не слишком оригинальными: то, что писалось в мировой литературе для детей до Колетт (например, братьями Гримм или Сельмой Лагерлёф), основано зачастую на тех же идеях – неправедного отношения к окружающему миру, природе, вещам со стороны маленького героя, неминуемого возмездия, прозрения и исправления. Однако если вспомнить, в какую эпоху это писалось и немножко в тему углубиться, то окажется, что опера – совсем не детская.

Тема детства в искусстве – особая, для романтизма и символизма она соединена с идеей «двоемирия», контраста иллюзорности и подлинности. XX век внес в эту тему новое измерение – Фрейд и психоанализ заново открыли мир детства как тревожный, конфликтный, полный страхов, эротизма и неврозов, формирующих взрослого человека.

Что же касается музыки Равеля, то она по-настоящему прекрасна, изысканна, глубока, но… совершенно не предназначена для детского восприятия. По своему музыкальному языку опера Равеля – опера для взрослых, она сложна и прихотлива, полифонична, многопланова. И ставит перед исполнителями тысячи задач: не всякий и опытный вокалист справится с чарующей традицией французской mélodie, в которой выявляется особая музыкальная природа слова.

Спектакль, который показали на сцене Музыкального театра юного актера, трактует тему в стиле детского утренника – очень прямолинейно и дидактически, хотя визуально и занимательно, не без выдумки, но никаких глубин и потаенных смыслов он вскрывать и не тщится. Да и спектакль, как оказалось, совсем не нов и хорошо знаком – его премьера прошла в «Новой опере» осенью 2012 года, а для проекта режиссер Екатерина Василёва его просто восстановила. Та же простенькая сценография Александра Арефьева, те же костюмы Марии Чернышевой – в мультяшной эстетике. Сморится мило, но вторично, хотя видеоконтент Александры Комаровой отличен от спектакля девятилетней давности.

Спектакль в «Новой» в свое время шел по-русски – в расчете на детскую аудиторию. В проекте оперу спели по-французски – для чистоты аутентизма и образовательных целей (освоить французский вокальный стиль) это прекрасно, но публике приходилось весь вечер заниматься скорочтением, причем не в слишком комфортных условиях – пропеваемого текста оказалось весьма много, а бегущую строку нещадно забивало сценическое освещение. Конечно, можно было и не читать – в принципе и так примерно понятно, что происходит на сцене, однако и сами музыкальные номера не сказать, что настолько гедонистически прекрасны, чтобы сосредоточиться только исключительно на пении, да и пение по большей части еще очень ученическое, едва ли способное своей самоценностью затмить в спектакле все остальное. Но тут претензий быть не может – проект-то образовательный, как говорится, на вырост.

Зато очевидно, что как актеры ребята здорово раскрепостились и вмененные постановщицей задачи отрабатывали с энтузиазмом, охотно вживаясь в образы оживших предметов и мстящих мальчишке зверушек. Не меньший артистизм проявил нетеатральный коллектив – Камерный хор Московской консерватории, к тому же еще и звучавший отлично. Идеален оркестр, чья тонкая игра создала необходимую ауру истинно парижского флера: Дмитрий Корчак уверенно справился с двумя непростыми задачами – одновременно боевого крещения молодежи и представления опуса в музыкально-драматическом развитии и единстве формы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Елена Крапчатова

Почти 150 компаний обеспечат соискателям более 3000 предложений о работе

0
335
Московские врачи спасают маленьких пациентов

Московские врачи спасают маленьких пациентов

Андрей Гусейнов

Детское здравоохранение в столице развивается быстрыми темпами

0
191
Москвичи освоят акватории двух рек

Москвичи освоят акватории двух рек

Елена Крапчатова

На масштабном фестивале водных видов спорта горожан ждут и экстремальные, и веселые развлечения

0
2035
Выставка Карла Брюллова "Рим–Москва–Петербург" в Новой Третьяковке продлится полгода

Выставка Карла Брюллова "Рим–Москва–Петербург" в Новой Третьяковке продлится полгода

Дарья Курдюкова

Живой уголок на светском рауте

0
2222

Другие новости