0
6392
Газета Культура Печатная версия

10.05.2022 17:51:00

Что ждет Театр Вахтангова

Людмила Максакова играет бенефис, труппа – в ожидании перемен

Тэги: вахтанговский театр, скандал, туминас, максакова, премьеры


вахтанговский театр, скандал, туминас, максакова, премьеры Для своего бенефиса актриса выбрала судьбу певицы Марии Каллас. Фото с сайта www.vakhtangov.ru

Вахтанговский театр вступает в новую эпоху. Уже в следующий сезон труппа войдет без своего многолетнего (15 лет) художественного лидера Римаса Туминаса. Развал образцового творческого тандема русских артистов и литовского режиссера начался после 24 февраля. Туминас не отрекся от российского театра, когда к нему обратился министр культуры его родной страны, настаивая сделать выбор. Хотя и передал заблаговременно (по состоянию здоровья) основные полномочия директору Кириллу Кроку. Но мракобесам от патриотов этого показалось мало, в канун Дня Победы в Сети разразилась постановочная акция. Тяжелобольного режиссера «развели» по телефону, вынудив на крамольные «русофобские» заявления. После чего театр окончательно разорвал трудовые отношения с режиссером.

Сложно сказать, была ли «акция» спланирована сверху или действительно стала личной местью давнего недоброжелателя – этакого «сальери» – выдающегося режиссера. Очевидно главное – никакого товарищеского сообщества в российской культуре с февраля 2022 года не существует. А некоторые безликие деятели не брезгуют шансом публично напомнить о себе хотя бы и благодаря черному пиару: так, марионеткой пранкерской «постановки» неожиданно стал Юрий Грымов, приглашенный в ток-шоу, который, видимо, совсем отчаялся прославить театр «Модерн» иными способами.

Но факт остается фактом – Москва за последние месяцы потеряла двух важнейших худруков, чье «варяжское» происхождение (даром что учились театральному искусству в России) раньше только подчеркивало взаимообогащение культур. В Театре Маяковского на место покинувшего пост худрука Миндаугаса Карбаускиса труппа уже нашла преемника, и Департамент культуры одобрил кандидатуру режиссера Егора Перегудова. В Театре Вахтангова, очевидно, ситуация будет развиваться менее стремительно. Здесь есть главный режиссер – Юрий Бутусов, но развиваться театр будет скорее всего по модели директорского.

Пока же Вахтанговский театр играет намеченные премьеры. Одна из значимых – бенефис Людмилы Максаковой на Новой сцене театра, для которого прима труппы выбрала судьбу оперной певицы Марии Каллас. Пьеса бродвейского драматурга Терренса МакНелли беллетризует биографию оперной дивы. Давая мастер-класс для студентов (время действия – 70-е годы), Каллас вспоминает свою жизнь – вершины сценической карьеры и пропасти личных трагедий. К этой пьесе российской театр, хоть и нечасто, но обращается, что неудивительно: крепкий мелодраматический сюжет с живыми диалогами, способными и рассмешить, и добавить сентиментальную ноту, но главное – с ролью для большой актрисы, всецело властвующей над сценой и публикой.

Людмила Васильевна предложила режиссеру Сергею Яшину пьесу сама, храня задумку на роль больше 10 лет. Пьеса для актрисы биографична дважды: это и оммаж своей – оперной – семейной истории, и своей жизни. Ей ли не знать изнанки сцены! Мария Каллас размышляет и о закулисных интригах, и о поклонниках, в один миг из благодарно внимающих способных обернуться в разъяренную толпу гонителей. А когда Максакова–Каллас рассказывает о голодной юности в оккупированных Афинах, реализма ее располагающей к сопереживанию интонации, безусловно, добавляют и автобиографические воспоминания актрисы о военном детстве.

Каллас – героиню зритель застает уже без голоса, на склоне лет – погружается в воспоминания на той или иной до боли знакомой арии. Блистательная на сцене и загубленная в личной жизни рядом с вульгарным богачом (Олег Макаров «под маской» Незнакомца играет все эпизодические роли из воспоминаний и главное – исполняет роль надежного партнера по сцене) ее судьба – аллегория актерской жизни, наделенной божественным даром, но без простого человеческого счастья. Максакова акварельно рисует двойственность актерской природы: ревнивая капризность и гордыня граничат тут с житейской беспомощностью и слабостью.

У Людмилы Максаковой давно не было главных партий (как шутит актриса, можно было собирать вечер несыгранных ролей), а 2022 год подарил зрителям две долгожданные и блестящие работы любимой актрисы. В комедийном мини-сериале Надежды Михалковой «Номинация» Людмила Васильевна виртуозно создала пародийный и остросовременный портрет вдовы и главы благотворительного фонда почившей знаменитости. Железная леди Агафья Александровна держит в кулаке всех наследников богатой династии и управляет денежными потоками под вывеской родовой фамилии.

В сценическом образе Марии Каллас Людмила Максакова также безукоризненно подтянута и бескомпромиссна, она едко шутит и замечает любой промах нерадивого студента. «А где моя подушечка?» – Максакова заглядывает в кресло и кокетливо приподнимает ножку со шпилькой. Впрочем, в кресло актриса садится всего на несколько минут. Все остальные два с лишним часа остается на ногах, в изящных туфельках и строгих брючных костюмах – кажется, ей неведома усталость. И как только зрителю может показаться, что актрисе в силу возраста уже не так легко преодолевать и вербальные, и невербальные периоды, она тут же сражает публику молниеносной реакцией. Максакова абсолютно солидарна со своей героиней: сцена дает силы.

Именно тонкой, но осязаемой границе между реальностью сцены и жизни посвящен и финальный монолог актрисы, в ее глазах стоят слезы, они туманят их, но не застилают огонь взгляда. Искусство спасает, искусство дает смысл, хотя его фантастическое вещество эфемерно. «Лучше переживать трагедии на сцене, чем в жизни», – так говорила Мария Каллас. 


Читайте также


София и Москва обменяются дипломатическими ударами

София и Москва обменяются дипломатическими ударами

Юрий Паниев

Двустонние отношения переживают беспрецедентный кризис

0
2333
Телесюрприз для Макрона

Телесюрприз для Макрона

Дмитрий Сабов

Как итоги выборов в парламент и прессинг союзников вносят коррективы во внешнюю политику президента Франции

0
2151
Есть ли вина Москвы в новом кризисе в Болгарии

Есть ли вина Москвы в новом кризисе в Болгарии

Екатерина Шумицкая 

Парламент проголосовал за вотум недоверия правительству

0
1993
Премьеры этой недели – про сильных женщин

Премьеры этой недели – про сильных женщин

Вера Цветкова

Волевой слабый пол в исполнении Виктории Исаковой, Елизаветы Боярской и Юлии Хлыниной

0
2631

Другие новости