0
2838
Газета Культура Печатная версия

19.06.2022 19:26:00

Житие глазами собаки. "Современник" нащупывает новый вектор развития, не забывая традиций

Тэги: театр, современник, премьера, житие fm, ярослава пулинович, виктор рыжаков, театральная критика


театр, современник, премьера, житие fm, ярослава пулинович, виктор рыжаков, театральная критика Алена Бабенко блистательно играет роль одинокой учительницы литературы. Фото с сайта www.sovremennik.ru

«Современник» под занавес сезона выпустил премьеру спектакля по новой пьесе Ярославы Пулинович «Житие FM» («Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето») с Аленой Бабенко в главной роли. Два с лишним сезона Виктор Рыжаков старается выстроить новый образ театра. Все это время говорить об успехах было рано: премьеры выходили разного уровня – от скандального, но в театральном отношении провального «Первого хлеба» до эстетской оперы «Птица Феликс». Но главный курс был очевиден: для нового худрука «Современник» – это театр, который говорит на современном языке, через современные пьесы. Новая команда театра пытается действовать концепцептуально – так, к примеру, идея нынешнего сезона обозначается как «простой день простого человека».

Вернуться к традициям театра с расстояния времени стало самым верным решением. 30 лет назад Галина Волчек поставила в «Современнике» пьесу Николая Коляды «Мурлин Мурло», с чего и началась всероссийская слава уральского драматурга, которого не хотела в свое время признавать Москва. Поэтому есть нечто символическое, что пьеса Ярославы Пулинович, одной из самых известных учениц Коляды, сегодня снова открывает в «Современнике» новую веху.

Талантливый, яркий и человечный спектакль Галины Зальцман выстраивает очень доверительный диалог со зрителем. Женщина средних лет живет в провинциальном городке одна, это скромная преподавательница литературы, как и все во время ковида, читающая лекции дистанционно. Когда она захлопывает экран ноутбука с множеством лиц-иконок, то остается в четырех стенах наедине с Федором Михайловичем.

Это седой интеллигентного вида мужчина, очень воспитанный, преданный, иногда на него, правда, находит желание пошалить, и он пьет воду из туалетного бачка, но непременно с помощью фарфоровой чашечки, а еще он всегда приносит тапочки... Да это же собака, начинает догадываться обведенный вокруг пальца зритель! Александр Вдовин играет не объективно существующего героя, а персонажа воображаемого: это не просто любимый пес одинокой дамы предпенсионного возраста, это воплощение ее чаяний – прожить остаток жизни с близким человеком, переиграть реальную жизнь, отобравшую мужа в расцвете лет.

Алевтина Павловна не может смириться с умиранием пса и надеется его вылечить, проводя дни в поисках денег и в равнодушной лечебнице, где никак не хотят предоставить лучшего в городе врача. «Приторная» сентиментальность опрокидывается этим обратным ходом: отчаянное одиночество героини приобретает невероятно щемящую ноту рядом с мужчиной в обличье пса, чьи размышления и признания в любви и обожании слышим мы, но не она.

Абсолютно блистательна роль Алены Бабенко. Мать и молодая бабушка, со всех сторон ее шпыняют и попрекают: дочь – за психологические травмы детства, внучка – за пыльную ностальгию о прошлом. Очень смешная и удачная роль-пародия в стиле голливудских мультфильмов получилась у Варвары Феофановой: неуемного энерджайзер-подростка, сметающего все на своем пути, как Маугли, косноязычного и, как живая обезьянка, бездумного.

Но Алевтина Павловна с достоинством и смирением принимает поношения родных: у каждого поколения своя боль. Ярослава Пулинович, дебютировавшая когда-то с пьесой «Наташина мечта», где страшно и точно описала воспаленное сознание подростка, в пьесе «Житие…» ювелирно схватывает гордиев узел женской доли, обреченной на круги вины и неразрешимые моральные конфликты. Выбрать между чувством и долгом, «располовинить» себя как мать и женщину.

Дочь (Светлана Иванова, в другом составе – Клавдия Коршунова) обвиняет мать в нарциссизме и абьюзерстве. Если отбросить всю иронию автора над терминами новой вселенной под названием «психология», которая сегодня вдруг отверзлась перед каждым, любой ребенок будет считать недостаточным родительское внимание в детстве. И чем более демонически дочь, входя в раж, описывает «злодеяния» и грехи холодной и нарциссической матери на просторах интернет-чата «Токсичные матери», живописуя времена, когда та пыталась строить и свою личную жизнь, тем сострадательнее смотришь на дожитие этой обычной и в то же время героической, как любая мать, воспитавшая и вырастившая нового человека в ежедневном бытовом, часто одиноком подвиге, – женщины.

Алена Бабенко играет лаконично и строго, даже акварельно, ни разу не позволяя себе актерского нажима, проводя тонкий баланс комедии и мелодрамы. Умилительны толстинки под ее извечным спорткостюмом оранжевого цвета вырвиглаз, узнаваемы черты ее героини, интеллигентной, скромной, «образцовой» и вдруг позволившей себе адюльтер (тут на память приходит Оленька Рыжова Светланы Немоляевой в «Служебном романе»). Хлопотливую, но как будто чуть отстраненную от собственных детей, героиню Алены Бабенко понимаешь не сразу, а потом узнаешь в ней и собственных родителей, стремящихся жить собственной жизнью, не мешая.

Художник Дмитрий Разумов придумывает подробнейшее бытоподобное и в то же время метафорическое пространство. На верхнем уровне с кислотных цветов подсветкой разворачиваются сюжеты в духе комиксов, сюжеты героинь юных. На нижнем, заземленном, расположена квартира Алевтины Павловны, островок безвременья, обставленная с кинематографической точностью, со знакомыми глазу деталями вроде советских кухонных коробочек – красных в белый горох – или прорезиненного кувшина для ванной с горлышком-гармошкой. И – книжным стеллажом, который упадет со столбом пыли, но все трое к финалу примутся его поднимать и собирать корешки, как разбросанные камни своих чувств. 


Читайте также


Героиня фильма разводится с мужем в стиле кунг-фу

Героиня фильма разводится с мужем в стиле кунг-фу

Наталия Григорьева

В прокат выходит боевая драма о борьбе с домашним насилием

0
1654
В Мариинском пришло время бельканто

В Мариинском пришло время бельканто

Вера Степановская

Театр в прошедшем сезоне неожиданно сделал акцент на итальянской опере

0
2373
Артистический мир между Сциллой и Харибдой

Артистический мир между Сциллой и Харибдой

Елизавета Авдошина

В столице начинается новый театральный сезон

0
3972
За кадром кино про зомби может быть страшнее, чем в кадре

За кадром кино про зомби может быть страшнее, чем в кадре

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит фильм "Убойный монтаж"

0
4148

Другие новости