0
5619
Газета Культура Печатная версия

01.10.2023 20:39:00

Чудеса импортозамещения в старинном репертуаре

В Концертном зале имени Чайковского российские музыканты исполнили "Королеву фей" Пёрселла

Тэги: музыка барокко, московская филармония, ансамбль questa musica, филипп чижевский, прселл, королева фей


музыка барокко, московская филармония, ансамбль questa musica, филипп чижевский, пёрселл, королева фей Харизматичный Филипп Чижевский полон энергии и на поклонах. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Московская филармония последние полтора десятилетия активно приобщала столичных меломанов к музыке барокко. Особенно преуспели в исполнении ораторий и опер Генделя, пару сезонов назад даже был организован целый генделевский фестиваль «Мир горний и мир дольний». Но звучат сочинения и других авторов – как великих и популярных Баха и Вивальди, так и раритетных в наших широтах Порпоры или Хассе. Находилось в этих программах место и англичанину Генри Пёрселлу.

Ранее барочные программы реализовывались с широким привлечением иностранных артистов. Внушительное количество зарубежных звезд, включая самых именитых, за прошедшие годы выступало в Москве именно в барочных проектах филармонии. Среди этих выступлений были и настоящие открытия. За эти годы появились и российские исполнители, с успехом поющие барокко или даже сделавшие его мейнстримом своего репертуара. Нынче вся надежда и опора именно на них, поскольку иностранные звезды по понятным причинам нам перестали быть доступны.

Новую попытку расширить наше представление о единственной английской суперзвезде эпохи барокко предпринял ансамбль Questa Musica во главе со своим худруком Филиппом Чижевским, предложив меломанам пёрселловскую «Королеву фей». На афише было указано: «Опера в концертном исполнении». Формулировка с самого начала вызывала удивление, поскольку хорошо известно, что опер у Пёрселла ровно одна – «Дидона и Эней». Остальные театральные сочинения композитора – это так называемые семи-оперы, наследующие «маскам» – старинному типу придворного английского увеселения, где соединялись драматическое действие, пение, балет, богатое декорационное оформление и чудеса машинерии. К «Королеве фей» это относится в первую очередь, она из тех семи-опер, в которых главные персонажи не поют вообще, вся драматургия произведения движется исключительно средствами драматического театра, а музыкальное оформление, весьма богатое и разнообразное, тем не менее носит исключительно оформительски-прикладное значение. Назвать «Королеву фей» оперой – это априори ввести в заблуждение доверчивого меломана.

В филармоническом варианте драматический компонент был изъят из пьесы полностью – был представлен только музыкальный материал семи-оперы без малейших попыток дать драматургические связки и создать хотя бы видимость какого-то театрального действа. Чистая музыка – это на самом деле тоже здорово: получился монографический вечер одного композитора, безусловно, великого и неустаревающего. Тем более что музыки в «Королеве фей» много, и весьма разнообразной: арии самого разного характера (и игривые шуточные, и плаксивые ламенто, и грозные монологи), чудесные ансамбли (особенно захватывающими вышли сопрановые дуэты), энергичные хоры, оркестровые вступления и интерлюдии, богатые на самые разные настроения, использующие массу неожиданных эффектов и красок. Отсутствие какой-либо драматургической логики в повествовании превратило семи-оперу в некое подобие светской оратории, блестящий дивертисмент мало связанных между собой ярких номеров – сольных, ансамблевых, хоровых, инструментальных.

Хор и оркестр Questa Musica показали себя с наилучшей стороны – понятно, что они прекрасно чувствуют такую музыку и имеют вкус к ее исполнению. Идеальная интонация и четкость дикции хоровых певцов превосходно сочетались с барочной прозрачностью и сухостью оркестровой фактуры, где прослушивался каждый подголосок, каждый аккорд, выпукло был подан каждый акцент. Благодаря этой филигранности обаяние английского барокко эпохи Реставрации можно было ощутить в полной мере. В качестве небольшого замечания стоит отметить не всегда удачный баланс всего инструментального коллектива с группой ударных: последние нередко выбивались из общего звукового контекста и были слишком уж настойчивы и громогласны.

Не подкачали и солисты. Звездой вечера стала сопрано Елене Гвритишвили. Выпускнице Молодежной оперной программы Большого театра доверили самые ответственные арии-«маски»: ее пластичный голос красивого тембра звучал и богато, и одновременно стилистически достоверно. Достойную пару ей составила опытная солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лилия Гайсина – их дуэты были полны очарования и виртуозного блеска. Мягкое меццо Анастасии Бондаревой – голос больше камерного плана, но в контексте барочной оперы уместный и достаточно владеющий красками и оттенками: ее сравнительно небольшие выходы были посвящены характерным музыкальным персонажам, особенно очаровательной вышла игривая простушка-поселянка Мопса. Дам оттеняли кавалеры: напористый тенор Сергея Година и настойчивый бас Данила Князева – первому еще предстоит достичь большей пластичности звуковедения, второму – более уверенных низких нот (коли уж он берется за партию, изобилующую таковыми), однако свежесть молодых голосов в целом сообщала исполнению непередаваемое очарование. 



Читайте также


Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Надежда Травина

IV международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition обошелся без победителей и проигравших

0
7337
Юбиляру – юбилярово

Юбиляру – юбилярово

Александр Матусевич

Московская филармония отметила 180-летие Николая Андреевича Римского-Корсакова грандиозным гала-концертом

0
3663

Другие новости