0
8138
Газета Культура Печатная версия

16.04.2024 18:45:00

"Страсти по Матфею" в оглушительной тишине

MusicAeterna и Теодор Курентзис представили в столице шедевр Баха

Тэги: musicaeterna, теодор курентзис, страсти по матфею, оратория баха, зарядье, москва


musicaeterna, теодор курентзис, страсти по матфею, оратория баха, зарядье, москва Партию Иисуса исполнил Алексей Кротов. Фото Антона Галкина предоставлено пресс-службой MusicAeterna

Дважды оркестр и хор MusicAeterna исполнили в концертном зале «Зарядье» «Страсти по Матфею» Баха – в том числе 11 апреля. Символично, что 11 апреля, в Страстную пятницу 1727 года (по новому стилю), оратория, по одной из версий, прозвучала впервые.

Один из ключевых музыкальных текстов не только западноевропейского барокко, но музыкальной культуры вообще, прозвучал в полной тишине – по просьбе Теодора Курентзиса аплодисменты не раздавались ни во время, ни после исполнения. Наверное, маэстро не хотел, чтобы публика и музыканты вместе с аплодисментами (о, они были бы оглушительными) выплеснули частичку таинства, свидетелями и участниками которого стали.

Даже удивительно, что Курентзис и MusicAeterna до сих пор не исполняли пассионы – это очень близкий оркестру, владеющему спецификой исторического исполнительства, и маэстро, всегда философски настроенному, репертуар. Судя по интервью Виталия Полонского, хормейстера коллектива, это исполнение готовилось не один год. Подход основательный. Этот период поиска ощущается и в самой звуковой концепции, и в театральном теле исполнения.

Курентзис ориентируется на оркестр старинных инструментов – жильные струны, низкий строй, барочные флейты и гобои (д’амур и да качча), виола да гамба и т.д. Отчего звук становится легче, воздушнее. И когда начинает звучать заглавный хор, слушатель, настроенный на скорбный характер траурной процессии, испытывает встряску – это скорее ангелы летят по небесам. К этому звучанию приходится привыкнуть. Но постепенно ощущаешь, что так восприятие становится объемнее: чем светлее окрашена грусть, тем она менее пафосна.

Поэтому самым сильным моментом исполнения становится не эффектный жест с присоединением большого органа «Зарядья» в момент, когда народ кричит «Варрава!», а потустороннее звучание хорала – после описания страданий Иисуса (его партию исполнил Алексей Кротов). Он исполняется трижды. Сначала практически в темноте (световая партитура этого исполнения имеет особую драматургию) дважды в зале и в третий раз, заставляя слушателя в буквальном смысле замереть, в гробовой тишине – за пределами зала.

Многослойный баховский текст – там повествование Евангелиста (блистательный Егор Семенков) дополняется своего рода театрализацией (персонифицированы Иисус, Пилат, Иуда и другие участники драмы, выведен на сцену народ), лирическими откликами в ариях сопрано, альта, тенора и баса с солирующими инструментами и обобщениями в звучаниях хорала – Курентзис наполняет духом мистерии. Приглушенный свет, солисты, медленно и почти незаметно выходящие из хора ближе к авансцене, чтобы исполнить сольные арии, и так же плавно возвращающиеся на место, внезапно загорающееся окошко органа наверху, детский хор («Весна») в белых плащах, сначала в зрительном зале, затем в центре сцены – все это организует пространство и время. Время, которое незаметно пробегает и внезапно настигает слушателя у гробницы Иисуса, где хор, оплакивая Сына Божьего, поет колыбельную. В вере, что воскрешение случится.

Но так много человеческого и у Баха, и у Курентзиса, что постоянно за религиозным мерцает мирское – страдания, боль, страх, скорбь. Наверное, маэстро и это имеет в виду, когда просит не аплодировать. Не случайно «Страсти по Матфею» Курентзис исполняет именно сейчас, когда человечеству очень нужны вера и утешение.

Билеты в Большой зал Петербургской филармонии и на два вечера в «Зарядье» были проданы моментально. Скоро объявят программу Дягилевского фестиваля – наверняка «Страсти по Матфею» будут исполнены и в Перми. 


Читайте также


Спортсмены добывают рекорды

Спортсмены добывают рекорды

Татьяна Астафьева

Триатлонисты "Роснефти" продемонстрировали свой уровень подготовки в "Крылатском"

0
343
Трудное детство на сцене

Трудное детство на сцене

Елизавета Авдошина

Новые спектакли для семейного просмотра вспоминают позднесоветскую эпоху

0
917
Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
2040
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2445

Другие новости