Крохотный музей Театра кукол им. Образцова в год принимает более 170 тысяч посетителей. Фото с сайта www.puppet.ru
В Москве завершился международный фестиваль «Интермузей». Тема этого года звучала как «Музей – лаборатория наследия» и представила музеи как место встречи традиций и современных технологий. Все дискуссии были объединены сквозной темой работы с наследием и презентовали разные ее грани. Впервые на «Интермузее» театральные музеи выступили отдельно и рассказали о своей деятельности и ее специфике, которая в силу живой материи театра особенно необычна. Театральное наследие требует новых подходов, и перед такими музеями стоят сегодня свои вопросы: как передать сценический опыт через музей и какие методы интерпретации театрального наследия наиболее привлекательны для современной аудитории.
Театральные музеи, по сути, самая маленькая часть музейной сферы в целом: государственных музеев подобной тематики всего несколько. Бахрушинский музей в Москве, Санкт-Петербургский музей театрального искусства, Музей МХАТ, есть с небольшим собранием Владикавказский музей и Омский музей при Союзе театральных деятелей. Остальные музеи об истории российской сцены существуют при самих театрах. Главная задача государственных театральных музеев – сохранение отечественного театрального наследия путем постановки на учет всех предметов, которые хранятся в том числе вне государственных музеев, при театрах. Но есть и другая сторона: как преподнести наследие? На каком языке говорить с современной аудиторией – обсудили на фестивальной дискуссии «Театр как экспонат, музей как сцена».
Музей Театра кукол имени Сергея Образцова формировался уже при возникновении театра. И сам Образцов, и Андрей Федоров, первый директор музея, понимали художественную ценность театральной куклы. И сегодня миссия музея сохраняется, она в том, чтобы донести до зрителя многовековое искусство играющих кукол. Музей стремится подчеркнуть художественную, а не прикладную функцию куклы. «Для нас чрезвычайно важно, чтобы наши экспонаты обнаружили свою ценность», – рассказала руководитель Музея Театра кукол имени Образцова Галина Широкова, отметив, что за год знаменитый музей на основе коллекции с куклами со всего мира принимает более 170 тыс. посетителей при 230 кв. м пространства экспозиции. Руководитель музея раскрыла главный запрос посетителей – на театрализацию. «Люди хотят получить живой контакт с театральным актером, чтобы для них был сыгран камерный спектакль непосредственно в экспозиции, где куклы в витрине тоже становятся соучастниками действия. Зрители видят, что куклы статичны, но именно в руках актера происходит оживление неживого. Здесь и эстетическое удовольствие, и эмоциональное удовлетворение: дети очень сильно реагируют, когда актер с ними взаимодействует. А информационная часть этого продукта уже дается из уст профессионального экскурсовода. Такой формат пользуется неизменным спросом», – объяснила Широкова.
Музей обладает уникальной коллекций в 10 тыс. экспонатов, впереди предстоит еще работа с архивами театра. Музей находится в фойе самого театра, а еще есть Мемориальная квартира Сергея Образцова. В квартире Образцова сегодня проводят театрализованные экскурсии под названием «Пока хозяина нет дома», раскрывающие дух гостеприимства, радушия и доброго юмора великого кукольника. Причем экскурсию ведет актриса театра от лица таксы – Сергей Владимирович очень любил животных.
Квартира находится в том же доме, где и Мемориальная квартира Владимира Ивановича Немировича-Данченко, в доме МХАТа в Глинищевском переулке. И новый директор Музея МХАТ Павел Ващилин объявил, что квартира одного из отцов-основателей Московского художественного театра (МХТ) откроется после реконструкции 21 июня этого года в исторический день, когда известный литератор и будущий директор МХТ Владимир Немирович-Данченко написал записку с предложением встречи в ресторане «Славянский базар» предпринимателю, актеру и режиссеру Константину Станиславскому. Эта встреча определила развитие русского театра. Квартира долгое время была на реконструкции и теперь вновь будет доступна для посетителей. Раньше даже существовала двойная экскурсия: посетители приходили «в гости» и к Немировичу-Данченко, и к Образцову одной группой, чтобы познакомиться с чрезвычайно важными для театрального мира фигурами. Возможно, теперь традиция возобновится.
Музей Малого театра России также нашел специфику в особенностях биографии театра. У академического театра есть две даты основания, труппы и ее дома: в этом году театр закончит 269-й сезон, но историческому зданию на ныне Театральной площади – всего 200 лет. Впервые труппа сыграла спектакль в здании, который изначально строил для себя купец Варгин на Петровской площади, в 1824 году.
«Здание очень важно для нашей истории и нашего современного понимания театрального и культурного пространства. Мы поняли, что здание театра достойно исследования, достойно того, чтобы стать экспонатом музея. Мы сделали несколько выставок музея о том, что значит для нас этот дом. В первую очередь это, конечно, актеры: Малый театр – театр актерский. И на выставке рассказывалась история труппы от Михаила Щепкина до Юрия Соломина. Другая выставка была посвящена именно зданию как экспонату – его уникальной истории, важным перестройкам, то есть были представлены не просто стены, а именно атмосфера», – раскрыла особую линию начальник Музейно-информационного центра Малого театра России Татьяна Крупенникова, рассказав и о «были», приключившейся при Соломине. Когда 10 лет назад проходил ремонт здания и нужно было приподнять крышу для починки перекрытия над сценой, к Юрию Мефодьевичу вдруг обратились с мольбами артисты, которые заверили художественного руководителя, что «если поднять крышу театра, то улетят души». Хотя в Малом театре никогда не ходили легенды о призраках прошлого! И ради такого даже переписали инженерный проект.
А буквально месяц назад театр вернул из архивов семей инженеров театра советского периода считавшиеся утраченными чертежи и старинные эскизы здания, которые теперь лягут в основу уже второго издания об истории этого памятника архитектуры.
Бахрушинский музей, который является научно-методическим центром Министерства культуры по работе со всеми театральными музеями России, сегодня продолжает реставрацию и музеефикацию объектов своего музейно-театрального квартала «Бахрушинский» на Павелецкой. На этой территории находится шесть объектов, а всего у музея 23 здания, из них 12 филиалов в Москве, Туле и на родине мецената Алексея Бахрушина в Зарайске. После реконструкции появится новые музейные кластеры внутри квартала: Музей истоков русского театра, Детский центр с историей детского и кукольного театров, Музей императорских и первых частных театров России, Музей театра ХХ века и др.
К разработке новых экспозиций музей подходит с инновациями. «Технологии погружения, которые сегодня используются в музейной деятельности – об этом мало кто помнит, – пришли из театра. Это было изобретением театрального художника Эля Лисицкого. Но весь этот опыт миновал театральные музеи. И начав новую жизнь, Бахрушинский музей обращается в первую очередь к художникам театральным. Сегодня мы используем театрализацию пространства, иммерсивные технологии, сторителлинг – технологии увлекательного рассказа для того, чтобы посетитель из пассивного зрителя превратился в активного участника действа. К примеру, в Музее истоков русского театра будет размещена сцена с аниматронными фигурами, которые будут двигаться и исполнять барочные арии», – рассказала заместитель генерального директора по научной работе Бахрушинского театрального музея Тамара Бурлакова, добавив, что всего в новых экспозициях будет использоваться более 11 тыс. подлинных предметов, 55 тыс. цифровых изображений и около 200 мультимедийных инсталляций.Дату открытия квартала снова перенесли. По информации «НГ», теперь начало его работы для посетителей запланировано на 2026 год.