0
7045
Газета Печатная версия

20.06.2021 17:26:00

Социал-демократия в эпоху перемен

Социнтерн неизменно призывает к разрешению конфликтных ситуаций путем диалога и переговоров

Николай Работяжев

Об авторе: Николай Владимирович Работяжев – ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, кандидат политических наук.

Тэги: социнтерн, история, конфликтные ситуации, глобализация, неравенство, социал демократия, права, либерализм


социнтерн, история, конфликтные ситуации, глобализация, неравенство, социал демократия, права, либерализм Считается, что современная социал-демократия родилась во Франкфурте-на-Майне. Фото 1955 года из Института истории Франкфурта-на-Майне

Исключительно важную роль в обновлении мирового социал-демократического движения сыграл I конгресс Социалистического интернационала, состоявшийся во Франкфурте-на Майне 30 июня – 3 июля 1951 года. Он прежде всего провозгласил воссоздание Социалистического интернационала – международного объединения социал-демократических, социалистических и лейбористских партий. Не менее существенно и то, что он принял декларацию «Цели и задачи демократического социализма», которая фактически положила конец доминированию марксизма. Идеологией социал-демократии был объявлен демократический социализм. Таким образом, можно сказать, что современная социал-демократия родилась именно на том конгрессе.

Франкфуртская декларация призывала распространить демократию и на сферу международных отношений. В ней осуждался любой империализм (как капиталистический, так и «красный», коммунистический) и колониализм. Декларация призывала к установлению нового мирового порядка, основанного на демократии в мировом масштабе и международном праве.

Позднее социал-демократы стали делать акцент на необходимости формирования нового мирового экономического порядка (НМЭП), который позволил бы странам Юга преодолеть их экономическую отсталость. Для установления НМЭПа, по их мнению, необходимы контроль над транснациональными компаниями, ликвидация «ценовых ножниц» во внешней торговле государств Юга со странами «богатого Севера», списание со стран третьего мира части внешнего долга и т.д.

Отношение к глобализации у социал-демократов весьма противоречиво. С одной стороны, по их мнению, глобализация способствует экономическому, научному и технологическому прогрессу. Она открывает новые возможности также и для стран Юга, в которых многие рабочие места создаются благодаря транснациональным инвестициям. В этом убедились даже некоторые социалисты этих стран, которые говорят: есть только одна вещь, которая хуже, чем эксплуатация транснациональными корпорациями, – отсутствие этой эксплуатации.

С другой стороны, констатируют левоцентристы, глобализация влечет за собой нестабильность финансовых рынков, рост социального неравенства, ограничивает возможности национальных государств в сфере регулирования социальных и экономических процессов. При этом социал-демократы, будучи интернационалистами, позитивно относятся к перспективе формирования глобального космополитического общества. Они хотят создания нового глобального экономического порядка, в рамках которого существовал бы больший контроль над финансовыми институтами и потоками капитала.

Основные этические ценности и традиции социалистического движения определяют отношение социал-демократов к решению международных проблем. Как известно, основной метод социал-демократии – это метод соглашений, компромиссов. Прилагая немалые усилия для урегулирования международных конфликтов, Социнтерн неизменно призывает к терпимости и мирным разрешениям конфликтных ситуаций путем диалога и переговоров.

Легко убедиться, что для социал-демократии характерен не только космополитический, но и либерально-идеалистический взгляд на систему международных отношений. Ее политическая философия вполне укладывается в рамки политического идеализма. Левоцентристы, в частности, выступают против абсолютизации национально-государственного суверенитета. Неудивительно, что политические лидеры, последовательно отстаивающие суверенитет и национальные интересы своих стран (такие как Дональд Трамп, Виктор Орбан и др.), подвергаются со стороны европейских левоцентристов жесткой критике.

В ряде заявлений лидеров и теоретиков Социнтерна утверждалось, что целью социал-демократии является создание всемирной федерации народов. А в декларации Социнтерна 1962 года говорилось, что конечная цель социал-демократических партий – «не что иное, как мировое правительство». В качестве переходной ступени к глобальному сообществу левоцентристы рассматривают региональную интеграцию, причем, естественно, особенно активно они поддерживают интеграцию европейскую.

Также социал-демократы привержены философии мультикультурализма и являются сторонниками либеральной иммиграционной политики. «Миграция – право человека» – звучит социал-демократический лозунг. Однако миграционная политика привела не к взаимному обогащению различных культур, а к обособлению общин иммигрантов от коренного населения и даже беспорядкам на этнической почве.

Стоит отметить, что социал-демократы достаточно безразлично относятся к проблеме сохранения национально-культурной идентичности европейских стран. Еще в начале 1930-х русский философ-эмигрант Георгий Федотов обратил внимание на «нечувствительность, а зачастую и враждебность» марксистских вождей германской социал-демократии «ко всем первозданностям духовной и социальной жизни», в том числе к нации и национальному чувству. За прошедшее с тех пор время ситуация мало изменилась. Неудивительно, что индустриальные рабочие в Европе все больше голосуют за правых популистов.

Очевидно, что современная социал-демократия сделала чрезмерный крен в сторону глобализма и космополитических ценностей. И преодоление ее нынешнего кризиса возможно лишь в том случае, если она найдет «золотую середину», оптимальный баланс между изначально присущим социалистическому движению интернационализмом и защитой национальной идентичности. А нынешняя «нечувствительность» социал-демократии к проблеме сохранения культуры, устоев, традиций европейских стран будет способствовать лишь продолжению ее стагнации. 70 лет назад социал-демократы нашли в себе силы отбросить заблуждения и догмы и осуществить идеологическую «смену вех». Сумеют ли они это сделать сейчас? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Черная суббота князя Боргезе

Черная суббота князя Боргезе

Владимир Щербаков

Как торпедный катер «Д-3» одним ударом сократил итальянский флот

0
537
Полководец на Западе, дипломат на Востоке

Полководец на Западе, дипломат на Востоке

Игорь Плугатарёв

К 800-летию Александра Невского

0
226
Памятник Большому Якиману

Памятник Большому Якиману

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Из Замоскворечья на Ленинские горы

0
1101
Сионисты: отказ от пассивности

Сионисты: отказ от пассивности

Евгений Сухарников

Путешествие длиной в две тысячи лет закончилось революцией

0
310

Другие новости

Загрузка...