0
1820
Газета Экономика Интернет-версия

14.09.1999 00:00:00

Ценовая лихорадка продлится недолго

Тэги: нефть, цены


Рост цен на нефть позволит нефтяникам инвестировать средства в развитие инфраструктуры)
НЕФТЯНОЙ бум потряс на прошлой неделе все мировые торговые площадки. В конце прошлой недели цена российской нефти в портах Средиземноморья достигла максимального уровня за последние два с половиной года - 22,59 долл. за баррель, а ее экспортная стоимость с доставкой в порты западной Европы составила 22,69 долл. за баррель. И это, видимо, не предел. Эксперты нефтяного рынка считают, что причиной ценовой эйфории во многом стал эффект ожидания новой встречи представителей стран - членов ОПЕК, на которой должен быть рассмотрен вопрос о дальнейшей поддержке рынка черного золота. Аналитики этой организации прогнозируют, что в четвертом квартале стоимость нефти повысится до 25 долл.

Российские эксперты во многом разделяют столь оптимистичные прогнозы своих зарубежных коллег, однако относятся к "рекордно высоким ценам" лишь как к кратковременному фактору. По мнению эксперта компании "АТОН", на какое-то время рынку удалось найти оптимальный уровень стоимости черного золота, и, видимо, до конца года она будет колебаться в пределах 15% - плюс-минус 3,5 долл.

Одной из главных причин нынешнего ценового всплеска является заявление руководства организации стран - производителей и экспортеров нефти. ОПЕК выполнит свое обещание о сокращении квоты на добычу и экспорт сырья в полном объеме. Таким образом, по крайней мере до марта следующего года не следует ожидать переизбытка черного золота на мировом рынке.

Многие эксперты склонны считать, что подобное положение будет сохраняться и в дальнейшем. Как неоднократно заявляли экономисты ОПЕК, для стран, входящих в эту организацию, 18 долл. за баррель - оптимальный порог стоимости черного золота. Превышение этого уровня может спровоцировать увеличение объемов экспорта нефти, добываемой в России и Европе, себестоимость которой в 2-3 раза выше, чем в странах ОПЕК. То есть при дальнейшем сокращении экспортных квот страны ОПЕК могли бы потерять не только экспортные прибыли, за счет которых во многом удается обеспечивать внутриполитическую стабильность, но и возможность корректировать правила игры на мировых рынках.

Другой причиной "ценового оптимизма" на рынке черного золота является сезонный фактор. По мере приближения зимы разница между мировым спросом на нефть и объемом ее предложения обычно возрастает. Так, по данным статистического управления Министерства энергетики США, запасы сырой нефти за последний месяц сократились на 4,5 млн. баррелей, или на 1,4%.

Кроме того, любую тенденцию на повышение сопровождает спекулятивная волна, на которой делаются по-настоящему большие прибыли. Однако, по мнению аналитиков компании "Тройка-диалог", спекулятивный всплеск цен никогда не бывает долгосрочным и может продержаться максимум 2-3 месяца. Скорее всего спад цен начнется параллельно с окончанием действия сезонного фактора.

Повышение мировых цен на нефть экспортерам выгодно всегда, даже при том, что за их счет государство пополняет 40% своего бюджета. По мнению главы Минтопэнерго Виктора Калюжного, даже при повышении экспортной пошлины сырья до 7,5 евро за тонну объем добычи нефти может быть увеличен до 320-325 млн. тонн в год. А переход цены барреля за отметку в 17 долл., по словам экс-министра Сергея Генералова, дает отечественным компаниям возможность не только расплачиваться с налоговой инспекцией "живыми" деньгами на 100%, но и инвестировать средства в развитие производства.

В прямо противоположной ситуации оказались российские автомобилисты. Любителей быстрой езды мало успокаивает, что причина повышения цен на моторное топливо кроется в банальном совпадении двух тенденций - повышения мировых цен на нефть и падения курса рубля. Однако несмотря на введение с 1 октября экспортной пошлины на бензин в размере 20 евро за тонну, количество жертв кризиса, вероятно, продолжит увеличиваться.

По мнению экспертов фонда стратегических исследований в ТЭКе, вводимая правительством пошлина вряд ли будет носить запретительный характер. Если компании экспортировали нефтепродукты в начале года, когда они стоили 115-120 долл. за тонну, то сейчас, когда их цена поднялась до 180-185 долл., экспорт будет по-прежнему рентабельным. Однако компенсировать издержки от потери экспортных прибылей на внутреннем рынке компании все равно будут. Так что по самым пессимистическим прогнозам, литр бензина может стоить в среднем 10 рублей за литр, по более оптимистичным - 7-8 рублей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
322
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
2882
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4071
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
5901

Другие новости