0
569
Газета Экономика Интернет-версия

16.11.2007 00:00:00

«Единая Россия» притормозила Зубкова


Между премьером Виктором Зубковым и доминирующей в Госдуме «Единой Россией» возникли первые серьезные размолвки. Госдума, приняв в среду в первом чтении «любимое детище Зубкова» – законопроект о введении контроля за всеми сделками с наличностью свыше 600 тыс. руб., жестко раскритиковала недостатки документа и вопреки сложившейся практике решила вернуться к его рассмотрению во втором чтении не в ближайшее время, а только в весеннюю сессию. Таким образом, законопроект скорее всего если и будет принят, то не ранее чем после президентских выборов. В таких условиях его судьба напрямую увязывается с будущим положением во власти нынешнего премьера.

Тем самым привыкший к оперативной штамповке любых инициатив правительства парламент фактически торпедировал быстрое принятие закона, разработку которого Виктор Зубков непосредственно курировал, будучи еще главой Росфинмониторинга. И это не первая из череды размолвок между премьером и внешне лояльным ему парламентом.

Вчера «НГ» обратила внимание на то, как Виктор Зубков раскритиковал в Анапе популизм политиков, обещающих после выборов двух-трехкратное повышение пенсий. Несмотря на то что в ходе своего выступления премьер ни разу не помянул в негативном ключе «Единую Россию», а даже, наоборот, сделал несколько комплиментарных реверансов в ее адрес, наблюдатели не преминули отметить, что больше всего популистских обещаний в адрес пенсионеров успели раздать именно единороссы. Все остальные политические партии не особо упражнялись в этом вопросе, так как просто не в состоянии хоть как-то влиять на принятие столь важных решений.

Отложенные на весну Госдумой и раскритикованные с подачи банковского комитета Думы поправки в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» стали первым законодательным актом, который внесло в парламент правительство Виктора Зубкова. Как сообщила «НГ» главный специалист-эксперт пресс-службы Минфина Ольга Щербачева, этот документ полностью курировался именно Росфинмониторингом, Минфин с другими ведомствами «лишь поддержал его во время рассмотрения в правительстве перед внесением в Думу». И хотя в самом Росфинмониторинге на запрос «НГ» об отношении к законопроекту оперативно ответить не смогли, очевидно, что именно премьер был основной лоббистской фигурой, которая должна была обеспечить его беспроблемное принятие, так как в бытность главой ведомства Виктор Зубков заявлял о необходимости установления всеобъемлющего контроля за сделками с наличностью.

Согласно законопроекту контролироваться должны все «операции клиента, при которых используются наличные денежные средства и если сумма, на которую операция совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает эту сумму». Все эти сведения планируется переправлять в электронную базу данных, которую используют для расследования дел об отмывании денег или финансировании терроризма. Впрочем, широта полномочий, которые по законопроекту получали контролирующие ведомства – Росфинмониторинг и Центробанк, и стала предметом недовольства думцев. Как сообщил «НГ» зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев, под действие закона в этой редакции попадают все сделки свыше 600 тыс. руб., тогда как ранее отслеживались только некоторые операции.

Целесообразность всего этого сомнительна не только думским единороссам, но и многим экспертам. Так как под автоматический контроль финразведки должны попасть не только покупка не самой дорогой иномарки или практически все операции по покупке недвижимости в городах, но и операции по открытию депозитов и уплате налогов и таможенных сборов, что в совокупности грозит утопить Росфинмониторинг в вале стекающейся к нему информации. «Это перебор, поэтому такие поправки не очень эффективны. Мы слишком часто по формальным причинам собираемся задействовать Росфинмониторинг, – сказал Павел Медведев. – В других странах проверяют только подозрительные операции».

Ранее, напомним, замминистра финансов Сергей Шаталов заверял, что круг организаций, с которых будет требоваться информация о сделках, будет ограничен банками, страховыми компаниями, риелторами и нотариусами. Но по факту получилось, что перечень таких организаций вообще не определен. То есть контролеры будут требовать информацию со всех, с кого захотят.

При этом, как считает руководитель юридического департамента «Вегас-Лекс» Максим Черниговский, «эффективность практики контроля за доходами граждан в России и за рубежом в целях борьбы с терроризмом, против чего изначально направлен закон, близка к нулю, так как террористы пользуются своей альтернативной финансовой сетью, не связанной с банковскими и другими институтами». Другое дело, что у властей появится дополнительный рычаг воздействия как на участников рынка, так и непосредственно на налогоплательщиков, поскольку при желании «можно будет придраться практически к любой финансовой операции». «В результате банки вынуждены будут приостанавливать операции, а граждане должны будут объяснять Росфинмониторингу, откуда у них эти деньги, даже если они появились от продажи предыдущей машины, – сказал Максим Черниговский. – Это очередное административное наступление на рынок».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Платное образование не отменят, но отрегулируют

Платное образование не отменят, но отрегулируют

Наталья Савицкая

Госдума спешит принять закон о квотировании мест для тех, кто хочет учиться в вузах за свои деньги

0
1055
Верный верблюд и фривольные песенки

Верный верблюд и фривольные песенки

Андрей Юрков

Исполнилось 165 лет со дня рождения Альфонса Доде

0
873
От Герцена до Кокто

От Герцена до Кокто

Александр Сенкевич

Интеллектуальный культурологический травелог Алисы Даншох о приметах и мифах Лазурного Берега

0
282
Последние гардемарины

Последние гардемарины

Виктор Леонидов

Кто-то дослужился до высоких чинов, кто-то сгинул в лагерях, а большинство осталось в эмиграции

0
646

Другие новости