Правительство подвело итоги выполнения в прошлом году федеральных целевых программ (ФЦП) и Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Вчера МЭРТ, курирующий это направление, отрапортовал о достигнутых успехах, однако реальное состояние дел по ряду ключевых ФЦП свидетельствует о наличии множества нерешенных проблем, особенно на региональном уровне. Государство без церемоний перекладывает на бизнес затраты на подъем социальной сферы субъектов Федерации, в которых компании допущены к реализации крупных инвестпроектов.
Минрегионразвитию поставлена задача скоординировать усилия правительства Республики Тыва и крупных компаний по привлечению в регион инвестиций. С этого призыва премьер Виктор Зубков открыл заседание правительства. «Компании «Базовый элемент», «Норникель», «Северсталь» планируют инвестировать в регион значительные средства. Минрегиону необходимо быть координатором, чтобы заработали инвестиции, в том числе средства Инвестфонда для реализации всех имеющихся там проектов», – заявил глава правительства. Самый значимый для республики инвестпроект – строительство железнодорожной дороги на участке Курагино–Кызыл, сметная стоимость которого – 131,6 млрд. руб., в том числе за счет средств Инвестфонда – 49,3 млрд. руб. Столько же обязалась инвестировать «Объединенная машиностроительная корпорация». Его реализация позволит удвоить валовый региональный продукт, благодаря чему республика выйдет из числа дотационных регионов.
К сожалению, не все проекты, реализуемые в рамках 46 ФЦП и ФАИП, гарантируют высокую эффективность в короткие сроки. Вчера на заседании правительства представители МЭРТа пытались изобразить хорошую мину при достаточно посредственной игре, докладывая об их исполнении. По оценке министерства, фактическое использование средств федерального бюджета в 2007 году составило 99,6%, что на 5% выше, чем в 2006 году. Однако надо учитывать, что общий объем финансирования ФЦП и подпрограмм, включенных в открытую часть бюджета-2007, с учетом внесенных в течение года изменений, составил 586,95 млрд. руб., а потратили только 495,1 млрд. руб. – 84,4% от бюджетных назначений. Дело в том, что значительные суммы были добавлены в ряд ФЦП под занавес года и не были доведены до бюджетополучателей. МЭРТ улучшил финотчетность, не став учитывать эти деньги при подведении итогов года.
В случае с ФАИП такой маневр не удался, и пришлось признать некоторые сложности. Так, к вводу в 2007 году намечались 2708 объектов. Согласно отчетам главных распорядителей бюджетных средств завершено строительство и введено в эксплуатацию 1865 из них, или 68,9%. Для сравнения: в 2006 году построили 63,5% от плана. В то же время лимит государственных капвложений в прошлом году составлял 482,3 млрд. руб. Было профинансировано – 392,1 млрд. руб. – 81,3% против 95,4% годом ранее. Как видим, ситуация даже ухудшилась.
МЭРТ объясняет низкую эффективность реализации программ длительностью проведения процедур по размещению заказов, неисполнением договорных обязательств заказчиками-застройщиками и подрядчиками, нарушением обязательств по софинансированию программ, а также жалуется на позднее открытие финансирования. Источник в МЭРТе подтвердил «НГ», что и в 2008 году положение дел с финансированием не улучшилось. Перечень из примерно 10 тыс. объектов был утвержден 29 декабря прошлого года. Однако, отметил чиновник, финансироваться они начали лишь с февраля, поскольку январь Минфин потратил на бюрократические процедуры.
Таким образом, переход к трехлетнему планированию бюджета не обеспечил ритмичность финансирования в течение всего года. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что в этом не заинтересованы сами чиновники, искусственно создающие цейтнот времени для организации проведения конкурсов по закупкам товаров и услуг. То, что деньги приходят в последний момент, дает чиновникам основание осуществлять закупки у единственного заказчика. Тем самым, считает Николаев, создается мотивация для получения пресловутой «административной ренты». По этой причине, отметил эксперт, институт ФЦП нельзя считать достаточно эффективным инструментом социально-экономического развития. Однако каким бы несовершенным он ни был, без него не обойтись, поскольку есть задачи, требующие высокой координации усилий и концентрации финансовых ресурсов. Обеспечить это способно только государство.