0
775
Газета Экономика Интернет-версия

14.03.2008 00:00:00

Бизнес нагружают социальной ответственностью

Тэги: бизнес, мэрт


Правительство подвело итоги выполнения в прошлом году федеральных целевых программ (ФЦП) и Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Вчера МЭРТ, курирующий это направление, отрапортовал о достигнутых успехах, однако реальное состояние дел по ряду ключевых ФЦП свидетельствует о наличии множества нерешенных проблем, особенно на региональном уровне. Государство без церемоний перекладывает на бизнес затраты на подъем социальной сферы субъектов Федерации, в которых компании допущены к реализации крупных инвестпроектов.

Минрегионразвитию поставлена задача скоординировать усилия правительства Республики Тыва и крупных компаний по привлечению в регион инвестиций. С этого призыва премьер Виктор Зубков открыл заседание правительства. «Компании «Базовый элемент», «Норникель», «Северсталь» планируют инвестировать в регион значительные средства. Минрегиону необходимо быть координатором, чтобы заработали инвестиции, в том числе средства Инвестфонда для реализации всех имеющихся там проектов», – заявил глава правительства. Самый значимый для республики инвестпроект – строительство железнодорожной дороги на участке Курагино–Кызыл, сметная стоимость которого – 131,6 млрд. руб., в том числе за счет средств Инвестфонда – 49,3 млрд. руб. Столько же обязалась инвестировать «Объединенная машиностроительная корпорация». Его реализация позволит удвоить валовый региональный продукт, благодаря чему республика выйдет из числа дотационных регионов.

К сожалению, не все проекты, реализуемые в рамках 46 ФЦП и ФАИП, гарантируют высокую эффективность в короткие сроки. Вчера на заседании правительства представители МЭРТа пытались изобразить хорошую мину при достаточно посредственной игре, докладывая об их исполнении. По оценке министерства, фактическое использование средств федерального бюджета в 2007 году составило 99,6%, что на 5% выше, чем в 2006 году. Однако надо учитывать, что общий объем финансирования ФЦП и подпрограмм, включенных в открытую часть бюджета-2007, с учетом внесенных в течение года изменений, составил 586,95 млрд. руб., а потратили только 495,1 млрд. руб. – 84,4% от бюджетных назначений. Дело в том, что значительные суммы были добавлены в ряд ФЦП под занавес года и не были доведены до бюджетополучателей. МЭРТ улучшил финотчетность, не став учитывать эти деньги при подведении итогов года.

В случае с ФАИП такой маневр не удался, и пришлось признать некоторые сложности. Так, к вводу в 2007 году намечались 2708 объектов. Согласно отчетам главных распорядителей бюджетных средств завершено строительство и введено в эксплуатацию 1865 из них, или 68,9%. Для сравнения: в 2006 году построили 63,5% от плана. В то же время лимит государственных капвложений в прошлом году составлял 482,3 млрд. руб. Было профинансировано – 392,1 млрд. руб. – 81,3% против 95,4% годом ранее. Как видим, ситуация даже ухудшилась.

МЭРТ объясняет низкую эффективность реализации программ длительностью проведения процедур по размещению заказов, неисполнением договорных обязательств заказчиками-застройщиками и подрядчиками, нарушением обязательств по софинансированию программ, а также жалуется на позднее открытие финансирования. Источник в МЭРТе подтвердил «НГ», что и в 2008 году положение дел с финансированием не улучшилось. Перечень из примерно 10 тыс. объектов был утвержден 29 декабря прошлого года. Однако, отметил чиновник, финансироваться они начали лишь с февраля, поскольку январь Минфин потратил на бюрократические процедуры.

Таким образом, переход к трехлетнему планированию бюджета не обеспечил ритмичность финансирования в течение всего года. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что в этом не заинтересованы сами чиновники, искусственно создающие цейтнот времени для организации проведения конкурсов по закупкам товаров и услуг. То, что деньги приходят в последний момент, дает чиновникам основание осуществлять закупки у единственного заказчика. Тем самым, считает Николаев, создается мотивация для получения пресловутой «административной ренты». По этой причине, отметил эксперт, институт ФЦП нельзя считать достаточно эффективным инструментом социально-экономического развития. Однако каким бы несовершенным он ни был, без него не обойтись, поскольку есть задачи, требующие высокой координации усилий и концентрации финансовых ресурсов. Обеспечить это способно только государство.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1707
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
985
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1216
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1481

Другие новости