0
1463
Газета Экономика Интернет-версия

28.04.2011 00:00:00

Продавцов приучают жить по закону

Тэги: торговля, закон


торговля, закон Представители ритейлеров говорят, что не нарушают законодательства и чувствуют себя вполне комфортно. Фото PhotoXPress.ru

Ввести торговлю в рамки нового законодательства пока не получается. По мнению производителей и поставщиков, серьезных изменений на рынке не произошло и навязывание услуг в торговых сетях по-прежнему процветает. Торговые сети, аппетиты которых должен был ограничить закон о госрегулировании торговой деятельности, чувствуют себя весьма комфортно. Даже грозные предупреждения, периодически раздающиеся из антимонопольного ведомства, пока не пугают владельцев сетей.

«Работа по внесению поправок в Закон «О торговле» ведется полным ходом, и уже к концу мая пакет наших предложений будет вынесен на рассмотрение рабочей группы», – заявил вчера на бизнес-встрече, организованной налоговым комитетом Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), глава департамента госрегулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов.

Глава управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев пояснил, что есть несколько расхождений по пунктам закона между ведомствами – ФАС, Минпромторгом, Минэкономразвития и Минсельхозом, однако эти расхождения не принципиальны. При этом нарушителям, по его словам, успокаиваться не стоит. С точки зрения чиновников, ситуация, хотя и не без шероховатостей, складывается вполне благоприятная. С таким выводом, разумеется, соглашаются представители торговли, но против него и активно протестуют производители и эксперты.

«Вступление в силу Закона «О торговле» привело к ожидаемым изменениям контрактных взаимоотношений с поставщиками, и в компании «Метро Кэш энд Керри» была вовремя и в полном объеме проделана вся подготовительная работа для того, чтобы наши договоры поставки соответствовали действующим юридическим нормам, – пояснила «НГ» руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям компании Оксана Токарева. – У компании около 4 тысяч поставщиков, и, безусловно, понадобились время и усилия для того, чтобы изменить договоры. И в этой связи не возникло конфликтов – как внутренних, так и внешних: законодательно был определен достаточный период времени, в течение которого необходимо было изменить существующие на тот момент схемы работы. Условия договоров поставки, заключаемых МЕТРО со своими поставщиками, соответствуют требованиям и нормам Закона «О торговле». Равно как и предыдущие, то есть действующие до вступления закона в силу, договоры поставки соответствовали актуальному на тот момент законодательству. Федеральной антимонопольной службой, в частности, этот факт не подвергался сомнению».

Между тем эксперты считают, что нынешнее положение дел далеко от идеала. «На мой взгляд, новый Закон «О торговле» – очень негативное для российской розницы событие, – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. – Что касается взаимоотношений производителей и сетей, то они, по сути, не изменились, а просто поменялся порядок оформления документов, так как бонус сейчас возможен только один в размере 10%. Фактически же просто поставщик снижает цену и платит максимальный бонус, а наценка остается такой же».

«Ситуация за год если и изменилась, то очень незначительно, – пояснил в беседе с «НГ» один из представителей бизнеса, пожелавший остаться неназванным. – Взять хотя бы реализацию прессы и размер платы «за вхождение». Лишь для того чтобы присутствовать на полках в большинстве наших торговых сетей, необходимо выложить круглую сумму: для ежедневного издания – около 300 тысяч рублей в месяц, для «глянца» – на 100–200 тысяч рублей больше. При этом оплата этих навязанных услуг никак не связана с объемами продаж. Фактически поставщику выдвигают ультиматум: вы или подписываете договор, в котором куча «дополнительных» услуг, и соглашаетесь на все условия, либо не подписываете┘»

По мнению эксперта департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Петра Клюева, новое торговое законодательство не решило проблему навязывания дополнительных услуг со стороны торговых сетей. «Законодательно бонусы ритейлерам ограничены, но на практике крупные компании договариваются с производителями и поставщиками об увеличении размера бонуса. Часто отпускные цены формируются с учетом торговой надбавки, ритейлеры предлагают поставщикам оплачивать дополнительные маркетинговые услуги». Идея и главная цель Закона «О торговле» заключались в том, чтобы сделать механизм ценообразования понятным, уравнять силы производителей, поставщиков и ритейлеров, продолжает аналитик. Однако этого сделать пока не удалось. Возможность ритейлеров навязывать поставщикам свои условия фактически сохранилась.

К тому же и бояться нарушителям законодательства пока особо нечего. «Крупных штрафов по нарушению нового Закона «О торговле» пока не было, – отмечает Клюев. – Поправки в административное законодательство, предусматривающие санкции за его нарушение, вступили в силу только в этом году. Ранее ФАС по новому закону могла фиксировать нарушения, но не накладывать штрафы. А заводить дела ФАС могла только по Закону «О защите конкуренции».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
370
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1660
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2023
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1647

Другие новости